Ссылки для упрощенного доступа

Чечня: «Воля Путина и подвиги Кадырова» не нуждаются в сторонних наблюдателях


По мнению спикера чеченского парламента
подвиги Рамзана Кадырова и воля Владимира Путина нужнее международной помощи республике
По мнению спикера чеченского парламента подвиги Рамзана Кадырова и воля Владимира Путина нужнее международной помощи республике

Власти Чечни высказываются против обсуждения проблем республики международными структурами. Даже деятельность международных неправительственных организаций вызывает многочисленные вопросы у руководства республики. Российские эксперты считают, что власти пытаются таким образом скрыть от международной общественности действительное положение дел в этом регионе.


О стабилизации ситуации в Чечне в 2006 году можно услышать чаще, чем в прошлые годы, но, как правило, только из уст официальных лиц. Журналисты, правозащитники, как и сами жители республики, от столь оптимистичных оценок воздерживаются. По их словам, здесь по-прежнему бесследно пропадают люди, а по горным районам российская авиация наносит ракетно-бомбовые удары.


Исполнительный директор правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Касаткина совсем недавно посетила Чечню. «Никто не хочет признавать, я имею в виду наши государственные структуры и государственные структуры Чечни, что военные действия продолжаются. И как были боевики, так они и остались - боевики. И бомбардируются южные села, и проходят зачистки, исчезают люди - все это есть», - говорит Касаткина.


При этом руководство предпочитает самостоятельно знакомить общественность с положением дел в республике: «2006 год, Чеченская республика - это полностью, можно сказать, наведенный порядок. Над этим вопросом день и ночь работал Рамзан Кадыров совместно с силовыми структурами. И в Европе я говорил, и в Москве говорил: абсолютно все, начатое Ахмад-хаджи Кадыровым, воплощалось в жизнь именно по настойчивости, по мобильности, по мужеству Рамзана Кадырова. Сегодня, после наведения правопорядка, он возглавил правительство и за три месяца для восстановления республики сделал больше, чем федеральная целевая программа, ее дирекция за 5 лет», - говорит спикер парламента Чеченской Республики Дукваха Абдурахманов.


Тем, кто не готов принять на веру утверждения чеченских властей о наступившей в республике стабильности, официальный Грозный пытается в сотрудничестве отказать. Дукваха Абдурахманов заявил, что намеченный на осень нынешнего года круглый стол по проблемам Чечни станет последним мероприятием под эгидой этой международной структуры: «Четко поставили вопрос: последний раз будет там рассматриваться чеченский вопрос. Это обыкновенная политическая спекуляция и более ничего. Да, были нарушения, да, были военные столкновения, все было, и кровь лилась, но сегодня там идет мирный процесс, и главным вопросом в Чеченской республике является социальный - восстановить бюджетообразующие предприятия, которые должны способствовать нам в решении социальных вопросов», - говорит принявший участие в недавнем заседании сессии ПАСЕ спикер чеченского парламента.


Предубеждение властей в отношении деятельности международных неправительственных организаций на Северном Кавказе часто создает последним лишние проблемы. Представители власти иной раз утверждают, что нестабильность на Северном Кавказе на руку международным организациям, поскольку им есть где приложить свои силы. Исполнительный директор правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Касаткина не согласна с подобными утверждениями: «Точек-то горячих много на земном шаре, и деньги есть куда девать, а это - искреннее желание помочь этим людям. И, на самом деле, если бы не международные гуманитарные организации, мало кто бы выжил в Чечне из беженцев, вынужденных переселенцев, которые поселились в Ингушетии в 1999-2000 году. Я ходила по этим лагерям, я же видела, что люди совершенно без помощи были. Их не кормили, не было лекарств, и помогали международные организации. Поэтому я думаю, что они заинтересованы в том, чтобы там все-таки была стабильность».


Дукваха Абдурахманов внимание международных структур к проблемам Чечни воспринимает почти как вмешательство во внутренние дела государства: «В Париже поставили опять вопрос, набивший оскомину для нас всех, не только для чеченской общественности, партийных организаций, руководства, но и для российской общественности и политического руководства - вопрос о политической ситуации в Чеченской республике. Мне это было непонятно. В самом Париже, я не буду уже дальше заходить, ситуация такая, что более 10 процентов безработных, я своими глазами на той неделе видел под мостом спящих бездомных, их десятки и сотни, а в пригородах идут бои. Испанию возьмите, Ирландию, Англию возьмите. А что происходит в Ираке, Афганистане? Мы говорим: "У нас такая ситуация, более мирная, чем в других субъектах, соседних, а у вас такая ситуация. О каком соблюдении прав человека и о какой ситуации в Чеченской республике вы говорите?" Вот когда мы так поставили вопрос и сказали: "О какой ситуации говорите, когда она у нас лучше, чем у вас?" - и когда они говорят о том, что они помогали развитию демократических процессов в Чеченской республике, что они помогали возвращению беженцев, мы говорим: "Спасибо. Мы благодарим и знаем, какую-то роль вы в этом сыграли, но абсолютно значимую роль играла политическая воля президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и те подвиги, боевые и трудовые, которые были совершены Ахмад-хаджи Кадыровым, первым президентом Чеченской республики, а потом уже Рамзаном Кадыровым и командой Кадырова».


Татьяна Касаткина возражает:«На самом деле в Чечне строятся потемкинские деревни. Ведь когда мы говорим о восстановлении Чечни - я была в Гудермесе недавно, я приехала недели 3-4 назад. Я же видела - фасады домов восстановлены, а за фасадами домов разрушенные дома. Понимаете, фактически такого реального сейчас экономического бума, что называется, в Чечне нет. На самом деле очень много вот именно этих самых потемкинских деревень. И вполне логично и разумно, что руководство не хочет, чтобы это было раскрыто. Вот хочется идти и говорить всем, что там уже мир, что там нормальные существуют условия для жизни людей, для экономики, давайте туда инвестиции и так далее. На самом деле это не так. Это - замазывание проблемы, гной уходит дальше в рану. Но, в конце концов, это все потом вырвется, все равно это болезненная точка у нас», - считает исполнительный директор правозащитного центра «Мемориал».


XS
SM
MD
LG