Ссылки для упрощенного доступа

Амстердам: уникальный архив возвратится в Москву


Малевич, Тренин, Гриц, Харджиев. Немчиновка, лето 1933 года
Малевич, Тренин, Гриц, Харджиев. Немчиновка, лето 1933 года

В Амстердаме началась подготовка к возвращению в Москву документального архива русского авангарда, собранного в прошлом веке Николаем Харджиевым и вывезенного им под конец жизни в Нидерланды. Сам легендарный историк литературы, архивист, знакомый Ахматовой, и Мандельштама, умер 10 лет назад.


Несколько дней назад в Амстердам прибыли две сотрудницы Российского Государственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ), чтобы провести подробный осмотр рукописей русских авангардистов из знаменитой коллекции Николая Харджиева. Харджиев всю свою жизнь положил на то, чтобы собрать и сберечь русский авангард для истории. Десятки лет, терпя голод и лишения, жертвуя дружбой и личным счастьем, он тайно хранил в своей московской квартире сотни сначала запрещенных, а затем бесценных рукописей теоретических статей, писем, дневников Малевича, Эль Лисицкого, Ольги Розановой, Крученых, Мандельштама, Хлебникова, Хармса и многих других, а также более полутора тысяч живописных и графических работ, в том числе 172 работы Малевича и 122 – Михаила Ларионова.


В 1993 году, на 91-м году жизни, опасаясь за дальнейшую судьбу своей огромной коллекции в новой России, Харджиев вместе с женой Лидией Чагой решился вывезти коллекцию на Запад. За исключением небольшой части документального архива, задержанной на таможне в Шереметьево, вся собранная Харджиевым уникальная коллекция русского авангарда успешно покинула пределы Российской Федерации в течение последующих месяцев. Большинство предметов коллекции после смерти Харджиева 10 июня 1996 года перешли в собственность так называемого Фонда Харджиева-Чаги и хранятся в государственном музее современного искусства «Стейделик» в Амстердаме. По словам секретаря Фонда Тео Бреймера, ожидаемое в ближайшем будущем возвращение документального архива из колекции Харджиева в Москву проводится исключительно по инициативе голландской стороны.


От России не было ни одного запроса


«За все время существования нашего фонда российские власти ни разу не обращались к нам с требованием или просьбой вернуть коллекцию. Представители нашего Фонда неоднократно бывали в Москве, виделись там с представителями российского Министерства Культуры, но они не хотели обсуждать эту тему. Я лично встречался господином Швыдким, который был тогда Министром Культуры, по другому поводу в Санкт-Петербурге – он ни разу не поднял вопрос о коллекции Харджиева, не желал касаться этого вопроса».


Тео Бреймер утверждает, что, не дождавшись предложения о сотрудничестве со стороны российских чиновников, Фонд Харджиева-Чаги обратился напрямую к руководству российского госархива РГАЛИ на искусствоведческом симпозиуме в Одессе полтора года назад.


«Когда будет завершена опись архива Харджиева в «Стейделике» и подготовлены копии на микропленке, мы планируем перевезти оригиналы обратно в Москву, а в Амстердаме оставить копии. Речь идет только о документальном архиве. Мы считаем, что произведения изобразительного искусства из коллекции Харджиева резоннее оставить в «Стейделике», во всяком случае пока. Это не означает навсегда, возможно когда-то эти картины и рисунки и переедут на новое место. Я также являюсь Председателем Совета амстердамского филиала «Эрмитажа», и мы рассматривали возможность передачи коллекции в этот филиал в доверительное пользование. Это был бы интересный компромиссный вариант между Голландией и Россией».


Когда же документальный архив Харджиева будет отправлен в Москву?


«Как только специалисты РГАЛИ завершат осмотр, они должны сообщить нам, сколько недель им потребуется», - говорит Тео Бреймер. – «Затем мы перейдем к изготовлению копий на микропленке. Я полагаю, что месяцев через шесть все будет готово».


Передача архива поможет расширить доступ


Поясняя, почему фонд решил возвратить архив в Россию, Бреймер сказал: «Таким образом нам откроется косвенный доступ ко всему архиву целиком, ведь мы получим копии той его части, которая хранится в Москве и до сих пор оставалась недоступной для исследователей. Статус, в котором амстердамская часть архива поступит на хранение в РГАЛИ, пока не определен, но скорее всего российская сторона получит его на правах временного пользования. Мы пока не собираемся передавать архив в собственность России. Если, конечно, не будет достигнуто иной договоренности об окончательной ликвидации имущественного спора с российскими властями – если они еще хотят начать говорить с нами о коллекции, мы будем только рады».


Помимо работы с документальным архивом, Фонд Харджиева-Чаги готовится к изданию на базе музея «Стейделик» первого полного каталога живописной коллекции Харджиева.
XS
SM
MD
LG