Сегодня в Шанхае открывается встреча лидеров Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Казахстан, Киргизия, Китай, Россиия, Таджикистан и Узбекистан. О том, как относятся к этой организации и к ее саммиту в США, корреспонденту Радио Свобода в Вашингтоне Алану Давыдову рассказал старший сотрудник американского неправительственного аналитического Фонда «Наследие» Питер Брукс.
- Какое значение для Соединенных Штатов имеет саммит Шанхайской организации сотрудничества?
- Соединенные Штаты, безусловно, пристально наблюдают за саммитом ШОС. Организация отмечает свое пятилетие, и значимость ее возрастает, учитывая желание Ирана, Индии, Пакистана и Монголии быть на нынешней встрече наблюдателями. Многие американские аналитики удивлены тем, что, в то время как Устав этой организации характеризует ее как «борца с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» на встречу в верхах приглашается Иран, который в ряде стран Запада называют одним из ведущих спонсоров терроризма. Важен для нас и вопрос о дальнейших намерениях этой организации, каково ее политическое и экономическое будущее. Нельзя пройти и мимо военного аспекта. В прошлом году Россия и Китай в рамках ШОС провели первые совместные военные учения с участием 10 тысяч военнослужащих. Уже прозвучали намерения провести подобные учения в будущем году с участем ряда центральноазиатских стран и даже некоторых стран-наблюдателей. Я не исключаю, что на сей счет из Вашингтона могут последовать официальные заявления.
- На прошлогоднем саммите Шанхайской организации сотрудничества его участники настаивали на выводе американских военных из Центральной Азии. Многие наблюдатели склонны видеть в ШОС откровенно враждебное Западу формирование, наподобие Организации Варшавского Договора.
- Я не думаю, что сейчас дело обстоит таким образом. Шанхайскую организацию сотрудничества даже называют «ОПЕК с ядерным оружием», имея в виду огромные запасы энергоносителей у ряда ее стран-членов. Но и это сравнение хромает. С другой стороны, очевидно, что ШОС развивается как региональный противовес Соединенным Штатам. Возможно, прежде всего, это актуально для России, которая озабочена расширением НАТО, особенно возможностью вступления в этот альянс Украины. Но я не вижу здесь явной враждебности к США. Иногда та или иная страна-член ШОС предпринимает не вполне дружественные акции, такие как закрытие американской военной базы в Убекистане и пересмотр условий содержания такой базы в Киргизии. Но, повторяю, я не думаю, что в целом ШОС – антиамериканская организация. Многое указывает на то, что не все ее страны-члены готовы соглашаться с политикой таких больших держав как Россия и Китай. Так что у Соединенных Штатов остаются возможности влияния в Центральной Азии.