Ссылки для упрощенного доступа

Музей Кроллер-Мюллер: Ван Гог и скульптурный лес


"В Кроллер-Мюллере мир Ван Гога оказывается неожиданно более сложным, разнообразным. Здесь у Ван Гога и своя обнаженная натура, и карандашные портреты, и подражания друзьям"
"В Кроллер-Мюллере мир Ван Гога оказывается неожиданно более сложным, разнообразным. Здесь у Ван Гога и своя обнаженная натура, и карандашные портреты, и подражания друзьям"

Один из наименее доступных музеев Нидерландов Художественный музей Кроллер-Мюллер (Kroeller-Mueller-Museum), спрятанный в недрах самого крупного национального парка, вновь открыл двери в свои святая святых — залы Ван Гога, чьих работ в музее более двухсот. Во время реконструкции части здания музея его самые знаменитые экспонаты путешествовали по миру.


До Музея Кроллер-Мюллер добраться непросто. Из Амстердама с пересадками на поезде, затем на автобусе ко входу в национальный парк Хохе Велюве, самый большой национальный парк страны в пять с половиной тысяч гектаров. Здесь можно наблюдать целые стада оленей, диких кабанов, одиноких хищных птиц в небе. В парке также находятся здания работы знаменитых голландских архитекторов Ритвельда и Берлаге. У входа, купив билет, попадаешь на стоянку велосипедов. Все они покрашены в белый цвет, все не заперты — бери любой и кати еще пять километров в самое сердце парка. В центре парка — так называемый «скульптурный сад», причудливый музей-лабиринт без крыши, в котором нетрудно заблудиться. Прямо под открытым небом стоят скульптуры Огюста Родена и Хенри Мура. И, наконец, в центре этого скульптурного сада — Музей Кроллер-Мюллер. Его собрание — Пикассо, Мондриан, Легер, Ван дер Лек, более двухсот работ Ван Гога — изысканная смесь авангарда и импрессионизма, приправленная новыми, ультра-современными экспозициями. Есть в Кроллер-Мюллере что-то от венецианского Музея Пегги Гугенхайм, тем более, что основательницей Кроллер-Мюллера тоже была женщина, Елена Мюллер, дочь немецкого индустриального магната конца девятнадцатого века. Однако Кроллер-Мюллер расположился в местах заповедных, как бы потаенных, и о его существовании знают за пределами Голландии мало.


Главный куратор Лиз Крайн рассказывает об истории создания музея: «Муж Елены Мюллер, голландец Антон Кроллер, был, прежде всего, предпринимателем. Хотя не стоит забывать, что и сама Елена Мюллер владела частью их предприятия, и отнюдь не занималась исключительно искусством. Антон Кроллер был исскуства не чужд, но все-таки больше интересовался охотой. Поэтому он так полюбил эту местность и приобрел в собственность территорию, которая теперь называется национальным парком «Хохе Велюве». По его приказу сюда специально завозили дичь с востока Германии, чтобы было на кого охотиться. Сейчас это звучит смешно, однако многое говорит о богатстве и статусе этой семьи. Управление компанией, занимавшейся перевозками, Антон Кроллер перенял от отца жены. Под его руководством компания выросла до масштабов международного гиганта».


Однако финансовый кризис 20-х годов не обошел и семью Кроллер-Мюллер: «Именно поэтому Елена Мюллер и образовала некоммерческое общество, в которое передала всю свою уникальную коллекцию, опасаясь, что иначе коллекцию придется распродавать. Вскоре она передала коллекцию государству. Это был ее способ сохранить экспонаты», — считает Лиз Крайн.


— Можно ли сказать, что Елена Мюллер открыла каких-то новых художников?
— Ван Гог к тому времени, когда Елена Мюллер начала собирать свою коллекцию, уже умер, его работы росли в цене. Но, например, большинство работ из нашего зала Пита Мондриана были куплены Еленой прямо в мастерской художника, что можно расценивать как весьма прогрессивный шаг по тем временам. Мондриана открыла Елена Мюллер. Она вообще была в курсе всех современных ей течений в искусстве и лично дружила со многими художниками, например с Бартом ван дер Леком.


— Говорят, что Елена Мюллер умерла счастливой, потому что дожила до окончания строительства своего музея в 1938 году и даже успела поработать в нем год в качестве директора.
— Я думаю, что та работа, которую мы сейчас проводим в скульптурном саду, ей пришлась бы по душе. Не знаю, понравились ли бы ей сегодняшние скульптуры, однако общая планировка — явно в ее стиле. Мы все время стараемся мысленно поставить себя на ее место. У четы Кроллер-Мюллер были особые, близкие взаимоотношения с природой, и мы тоже стараемся придерживаться этой лини. И если вы спросите, в чем особенность нашего музея, то ответ заключается в комбинации трех составляющих — натуры, культуры и архитектуры.


Проблемы музея под открытым небом


Музей под открытым небом — это еще и масса проблем. Здесь уже нельзя отрегулировать ни свет, ни температуру, ни влажность. Некоторые скульптуры на зиму прикрывают плетеными навесами, но запирать их в деревянные шкафы, наподобие тех, что вырастают зимой в петербургском Летнем Саду, здесь не принято. «Ведь скульптуры так хороши под снежной шапкой», — говорит Лиз Крайн. К тому же есть скульптуры — самой причудливой формы. Например, стальное дерево с огромными, вздыбившимися из-под земли корнями издалека все принимают за настоящее.


«В некоторых скульптурах зимой заводятся грызуны, — объясняет Лиз Крайн. — А некоторые скульптуры и вообще сделаны из дерева, как например, "18 лежащих деревянных мужчин" Тома Классена. И мы не можем противоречить намерениям художника, который специально подчеркивает, таким образом, бренность своих творений. Через определенное количество лет эти скульптуры должны превратиться в прах, такова задумка».


Инсталляции и мир Ван Гога


Некоторые залы музея были разработаны специально для больших инсталляций, но даже здесь помещается не все, особенно если учесть любовь современных художников к гигантомании. В центре скульптурного сада, например, расположился «Эмалевый сад» Жана Дюбуффе — крупный белый бассейн без воды, на неровном дне которого любят играть дети: «Мы очень интересуемся инсталляциями, — говорит Лиз Крайн. — Безусловно, коллекция Елены Мюллер — это ядро музея, однако все директора музея после нее работали над расширением коллекции. Так родился скульптурный сад. У Елены Мюллер было несколько скульптур, и пару из них она поставила под открытым небом, но настоящий скульптурный сад был разработан лишь в шестидесятые годы. Четыре года назад сад повторно расширили. Теперь его размеры достигают 25 гектаров, это уже целый скульптурный лес. В последнее время среди художников пошла мода на гигантские инсталляции, которые невозможно разместить в пределах нашего музея. Поэтому мы стали собирать не сами работы, а их проекты».


Многие посетители, не успев войти в музей, сразу интересуются, как пройти к «Вечернему кафе» Ван Гога. Найдя картину — а висит она в простой деревянной раме, в тесно набитом другими «Ван Гогами» зале — посетители удивляются, почему им всю жизнь казалось, что именно эта картина художника — самая лучшая. Потому что многие люди теперь оценивают искусство по принципу его растиражированности на майках и календарях, говорит Лиз Крайн. В Кроллер-Мюллере мир Ван Гога оказывается неожиданно более сложным, разнообразным. Здесь у Ван Гога и своя обнаженная натура, и карандашные портреты, и подражания друзьям. Всего в Кроллер-Мюллере хранится 87 живописных полотен и 125 рисунков Ван Гога. Особенно интересно воспринимать голландца в окружении его французских современников Жоржа Сера, Поля Гогена и Клода Моне. Тем более, что, выйдя в сад, посетители погружаются в ту же импрессионисткую палитру. При музее ежедневно трудятся три садовника.


XS
SM
MD
LG