Центральный банк России объявил о снижении с 24 апреля ставок по кредитам коммерческим банкам. Основная из них, ставка рефинансирования, снижается с 13 до 12,5 процента.
Ставка рефинансирования определяет текущую стоимость однодневных кредитов, которые Центральный банк России предоставляет коммерческим банкам, и в целом служит ориентиром для любых кредитов в экономике. В западных странах ставка рефинансирования традиционно является одним из главных инструментов денежной политики государства, позволяющим регулировать объем денежной массы в экономике, а значит и уровень цен. В России ставка рефинансирования все последние годы, по сути, не имела принципиального значения — ее использовали преимущественно для расчета налоговых платежей и штрафов. Теперь ситуация изменилась.
"Это связано с регулируемым курсом рубля, — объясняет главный экономист МДМ-Банка Николай Кащеев. — Чтобы не допускать его укрепления, Центробанк покупал валюту, и это служило главным источником эмиссии рублей в экономике. В результате процентные ставки практически не контролировались, периодически снижаясь до крайне низких уровней, может быть, даже вопреки желанию ЦБ. Банки не обращались в ЦБ за ликвидностью, потому что у них было предостаточно рублей от продажи долларов. Теперь ситуация изменилась: приток капитала, валюты в страну значительно уменьшился, и банки волей-неволей вынуждены обращаться к ЦБ, чтобы получить необходимую им ликвидность, причем в серьезных объемах. Соответственно, теперь ставка ЦБ имеет значение".
Если при нынешнем уровне процентной ставки Европейского центробанка снижение на 0,5 процентного пункта означало бы сокращение ее на 40 процентов, то в случае 13-процентной российской "послабление" в относительном выражении составляет менее 4 процентов. Это, скорее, сигнал о том, что ЦБ готов смягчать свою денежную политику и стимулировать экономику, полагает Николай Кащеев. Но сигнал осторожный — инфляция высока, и "до сих пор не совсем понятно, какую траекторию она дальше выберет", добавляет экономист.
При ставке Центрального банка в 13 процентов реальные ставки по кредитам, которые российские банки предоставляют сегодня российским компаниям и предприятиям, составляют, по экспертным оценкам, не менее 20 процентов, и нынешнее снижение ставки рефинансирования едва ли скажется на стоимости кредитных ресурсов для компаний и уж тем более для населения, отмечает главный экономист инвестиционного банка "Траст" Евгений Надоршин. Сейчас дороговизна кредитных ресурсов для этих категорий заемщиков в значительной степени объясняется осторожным отношением банков к кредитованию, связанным как с проблемами самого банковского сектора, так и с высокой долей неплатежей, которые вынуждают банки закладывать существенные премии в ставки по своим кредитам, отмечает эксперт.
Правда, вчера премьер-министр заявил, что получающим государственную помощь банкам логично было бы из этих средств кредитовать реальный сектор по ставке рефинансирования плюс 3 процента (то есть 15,5 процента, начиная с пятницы). "Другое дело, кто сможет получить деньги по такой ставке от банков, получающих госпомощь, — говорит Надоршин. — Я боюсь, что количество получателей по этим ставкам будет небольшим. По текущему соотношению спроса и предложения на кредиты что 16, что 15,5 процента — это явно неадекватная для рынка ставка".
Сокращение ставки рефинансирования вряд ли приведет к снижению ставок по депозитам физлиц, полагают эксперты, так как рост последних связан в первую очередь с тем, что банкам очень нужны средства — пусть даже и короткие. По мнению главного экономиста "Траста", ставки по депозитам могут даже несколько увеличиться.
Первый заместитель председателя российского ЦБ Алексей Улюкаев полагает, что те коммерческие банки, которые уже получили немалые средства от государства, после снижения ставки рефинансирования могут снизить собственные ставки по кредитам. Об этом он заявил в интервью "Интерфаксу".