Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шароградский : Министерство иностранных дел России тщательно проверяет сообщения о причастности группировки, предположительно связанной с "Аль-Каидой" к похищению четырех российских дипломатов в Ираке. За развитием событий внимательно следит наш корреспондент в Москве Данила Гальперович. Он сейчас в прямом эфире.
Данила, здравствуйте. Что вам удалось узнать?
Данила Гальперович: Здравствуйте, Андрей. Действительно, российские официальные лица пытаются справиться с ситуацией. Сергей Лавров, министр иностранных дел России, сегодня, выступая перед журналистами, сказал, что Министерство иностранных дел России относится ко всей получаемой из Ирака информации с большим вниманием.
Сергей Лавров : Мы ее восприняли со всей серьезностью. Со вчерашнего дня перепроверяем контакты по всем возможным вариантам обнаружения и освобождения наших людей продолжаются буквально ежечасно. Мы рассчитываем, что эти контакты дадут результаты. Вновь подтверждаем свой настоятельный призыв к похитителям - незамедлительно освободить наших людей и не забывать, что они представляют Россию, которая является искренним другом иракского народа, которая сделала все, чтобы Ирак не оказался в той ситуации, в которой он сегодня находится.
Данила Гальперович: Эту же позицию повторяли сегодня практически все представители российского МИДа. С одним из них, а именно официальным представителем Министерства иностранных дел России Михаилом Камынином удалось поговорить моему коллеге Сергею Гогину.
Сергей Гогин : Вы вообще знали раньше о существовании такой организации?
Михаил Камынин : В принципе информация о том, что такая организация существует - имелась.
Сергей Гогин : А как в руководстве МИДа относятся к ультиматуму этой группы о выводе российских войск из Чечни?
Михаил Камынин : Все эти вещи взаимосвязаны, то есть нужно сначала узнать, насколько достоверны эти сообщения, действительно ли, эти сообщения исходят от данной организации.
Сергей Гогин : Согласно вашему комментарию, Россия - это страна, которая энергично содействует восстановлению мира на иракской земле. Как вы думаете, почему эта группа захватила в таком случае именно представителей России?
Михаил Камынин : Это, я думаю, в первую очередь вопрос к тем, кто захватил российских граждан. Как вы знаете, один в ходе этой операции был даже застрелен. Мы уже неоднократно заявляли, что сразу же после того, как произошло это неприятное событие в Багдаде, нами были установлены контакты, которые находятся в рабочем состоянии, как со всеми компетентными органами Ирака, так и с командованием коалиционных сил, а также с руководством и соответствующими службами стран региона.
Данила Гальперович: Это то, что касается власти исполнительной. Власть законодательная находится, очевидно, в некоторой растерянности. Может быть, российские парламентарии не получают достаточной информации ни от российского МИДа, ни от российских спецслужб. Очевидно, что по этому разнятся комментарии тех, кто отвечает в парламенте за внешнеполитические связи. В частности, Константин Косачев, руководитель Комитета по международным делам Государственной Думы, говорит, что он сильно сомневается, что это какое-либо подразделение "Аль-Каиды".
Константин Косачев : Мы находимся, к сожалению, целиком во власти обстоятельств. Мы не знаем, что произошло с нашими согражданами. Мы глубоко обеспокоены, встревожены тем, что их жизнь может находиться под угрозой. Самое главное, мы не понимаем причин происходящего, потому что ни политическая, ни криминальная версии случившегося пока не находят подтверждения. И в том, и в другом случае за похищение должны были, по идее, последовать какие-то относительно внятные требования либо выкупа, либо исполнение каких-то условий. То единственное сообщение, которое появилось в Интернете, внятным я назвать не могу, потому что ни требование вывода российских войск из Чечни, ни требования освобождения всех мусульман, находящихся в российских тюрьма, заведомо невыполнимы. Они абсурдны.
Данила Гальперович: У коллеги Косачева из верхней палаты Михаила Маргелова, напротив, сомнений в том, что это "Аль-Каида" нет.
Михаил Маргелов : После вчерашнего заявления, понятно, что то, что захват осуществило именно подразделение "Аль-Каиды", ну это если хотите, процентов 85-90 так оно и есть. Наверное, даже в мусульманском мире, в особенности, в мусульманском мире принадлежность к "Аль-Каиде" это такая все-таки каинова печать. Каких-то пиар-дивидендов вряд ли это может принести какому-то политику, или какой-то политической группа отождествление себя с "Аль-Каидой".
Данила Гальперович: Но вот в чем сходятся оба парламентария, так это в том, что это все имеет международный резонанс, в частности, вот что говорит Константин Косачев.
Константин Косачев: Когда мы говорим о сотрудничестве на межгосударственном уровне, тем более, по решению одинаково важных для всех стран проблем, как международный терроризм, никаких проблем, с точки зрения нашего взаимодействия, не существует. Я уверен, что, это очевидное для меня обстоятельство, будет в полном объеме подтверждено на предстоящем саммите "восьмерки" в Санкт-Петербурге.
Данила Гальперович: И Михаил Маргелов говорит о том, что его коллеги будут предпринимать усилия на международных организаций, чтобы сделать вообще проблему заложников как-то слышимой.
Михаил Маргелов : Комитет Совета Федерации по международным делам принял сегодня заявление. Мы обратились к иракским парламентариям, к парламентариям всех арабских и всех мусульманских стран включиться в работу по освобождению российских граждан, захваченных в Ираке. Мы на следующей неделе в понедельник на сессии Парламентской Ассамблее Совета Европы будем инициировать проект резолюции о заложниках, всех заложниках-европейцах, захваченных в Ираке.
Данила Гальперович: Видно, что оба парламентария говорят, что дело с похищением российских дипломатов в Ираке имеет аспект международного терроризма. Именно этот аспект ставит под сомнением один из лидеров чеченских сепаратистов Ахмед Закаев в эксклюзивном интервью Радио Свобода.
Ахмед Закаев : На наш взгляд, это является грубой провокацией заинтересованных спецслужб, в частности, речь может идти не только о российских спецслужбах. Попытки увязать борьбу чеченского народа с устремлениями международной террористической сети Россия предпринимала и прежде. По нашему мнению, появившаяся информация и попытка увязать чеченцев с ситуацией в Ираке, и как бы втянуть нас в глобальные международные проблемы, она появилась не случайно. После этих заигрываний с ХАМАСом и позиции, занятой Россией с Ираном, на Западе стали всерьез задумываться над истинной ролью России в борьбе с так называемым международным терроризмом, что, как нам кажется, и заставило российские спецслужбы и пойти на эту провокацию в преддверии встречи в Санкт-Петербурге.
Данила Гальперович: Тем не менее, все-таки многие говорят, что это действительно некая террористическая организация хотя бы потому, что был установлен более или менее точный пороговый срок ультиматума. Общаясь сегодня с российскими представителями парламента, я видел, что они в некотором замешательстве. Вся серьезность ситуации ими видится отчетливо. Из этого многие делают вывод, что все-таки для России все случившееся было серьезным и печальным сюрпризом.