Приезда в российскую столицу нового итальянского премьер-министра Романо Проди наблюдатели ожидали с неполитическим нетерпением. Казалось бы, что за событие – ритуальный визит нового руководителя правительства, к тому же не новичка в большой политике – знакомиться ни с кем не придется! Но уж слишком свежа память о другом итальянском премьер-министре – Сильвио Берлускони, друге Сильвио! Не Блэр, когда-то приезжавший в Москву для частных встреч с Путиным, даже не Шрёдер, замеченный в наблюдательном совете газового «проекта века», а именно Сильвио оказался настоящим другом российского руководства. Именно Сильвио оказался способен ощутить, по каким понятиям живут его российские друзья. Именно ему доверяли дочерей. Именно у него отдыхали на сказочной Сардинии. У Блэра есть Сардиния? Он и сам давно променял свой дождливый остров на южные курорты.
Именно Сильвио не боялся рискованных политических заявлений, позволявших российским телеканалам убеждать свою аудиторию: Европа нас понимает! Да что там! Именно Сильвио продал Андрея Шевченко Роме! Не клубу «Рома». Абрамовичу – Роме. Так поступают только настоящие друзья.
И вот приезжает другой. Сухой. Скучный. Профессор. Без Сардинии. И, конечно, всем сразу же интересно, заметят ли в Кремле, кто это такой.
Заметили. И тут же оказалось, что никаких проблем со взаимопониманием не существует. То, что нет вечных друзей, а есть вечные интересы, было сказано не только про старую добрую Англию. Проди привез в российскую столицу тех же газовых королей, которых привез бы и Берлускони. Проди добивался для итальянского газового концерна тех же возможностей, которые хотел бы получить Берлускони. И добился того, чего Берлускони бы очень хотел добиться. И сказал те самые слова обеспокоенности относительно украинского газового поведения – бальзам, бальзам, каприйское вино – которые сказал бы Берлускони. Приехал премьер Проди – уехал друг Романо. Не нужно было так волноваться.
Хотя, наверное, друг Романо не так точно осознает работу российского политического и предпринимательского механизма, как друг Сильвио. А оно ему надо, собственно? И нужно ли Владимиру Путину объяснять Романо Проди то, что Сильвио Берлускони схватывал на лету? Ведь, в конце концов, с Герхардом Шрёдером можно было попариться в баньке, а Ангелу Меркель туда вроде бы приглашать неудобно. Но строительство Северо-европейского газопровода от этого не прекращается!
Поэтому очень хочется сказать наблюдателям: не нужно жить несбыточными надеждами. Западные лидеры становятся друзьями российских коллег вовсе не потому, что хотят говорить с ними на родном языке или же стремятся похвастаться загородной резиденцией. Вовсе нет! Политикам вообще чужды сантименты. Зато они точно знают, что есть у друга Владимира. Во-первых, нефть. Во-вторых, газ. В-третьих – он просто хороший парень.
Ну, а дальнейшее зависит уже от того, что принято называть политическим темпераментом. Вот друг Сильвио был весьма темпераментен. А друг Романо весьма спокоен. Поэтому он размеренно и солидно исполнил все то, что его предшественник превратил бы в запоминающийся спектакль. Но, собственно, какая разница? Друзья бывают разные. Тем более у такого разносторонне развитого человека, как президент России.