Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Семен Мирский.
Андрей Шарый: Активисты международной организации "Репортеры без границ" проводят голодовку у представительства иранской авиакомпании в Париже, требуя освобождения иранско-американской журналистки Роксаны Сабери, осужденной в Тегеране на 8 лет тюрьмы якобы за шпионаж в пользу США. Этот адрес выбран не случайно - иранского посольства в Париже нет. Об этой акции профессиональной солидарности я беседовал с парижским международным обозревателем Радио Свобода Семеном Мирским.
Семен Мирский: Голодовка четырех членов организации "Репортеры без границ" продолжается. Среди ее участников генеральный секретарь "Репортеров без границ" Жан-Франсуа Жюльяр. Участники этой манифестации расположились на Елисейских полях, то есть на самом знаменитом проспекте Парижа у здания иранской национальной авиакомпании "Иран-Эйр". Жан-Франсуа Жюльяр и его товарищи установили на тротуаре большой портрет Роксаны Сабери и развернули транспарант: "Репортеры без границ участвуют в голодовке солидарности".
Андрей Шарый: Как долго она может продлиться? Чего конкретно добиваются участники этого мероприятия?
Семен Мирский: Освобождения Роксаны Сабери. Что же касается продолжительности голодовки, то они заведомо не установили ей пределов, равно как и сама Роксана Сабери, голодающая, как мы знаем, в тегеранской тюрьме с 21 апреля, то есть не принимающая пищи уже десятый день подряд.
Андрей Шарый: Французская общественность обращает внимания на эту историю? Симпатизируют ли "Репортерам без границ" обычные парижане?
Семен Мирский: Бесспорно – да. Мимо голодающих "Репортеров без границ" проходят ежедневно десятки тысяч людей – французов и иностранных туристов. Вся французская пресса и все электронные средства массовой информации уделяют этому делу очень большое внимание. Здесь разговор заходит по-настоящему очень большой политике, в которой фигурируют такие факторы как попытки Тегерана получить доступ к ядерному оружию и перспектива нормализации отношений между Вашингтоном и Тегераном.
Как отмечает газета "Фигаро", процесс и приговор, вынесенные Роксане Сабери, совпали по времени с инициативой президента США Барака Обамы приступить к переговорам о нормализации американо-иранских отношений без каких бы то ни было предварительных условий. От этого совпадения по времени всего один шаг до предположения, что дело Роксаны Сабери – это, прежде всего, результат борьбы между различными кланами на верхушке иранского политического руководства, попытка самых радикальных исламских кругов Тегерана торпедировать инициативу президента Обамы и не допустить, тем самым, нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном.
Андрей Шарый: "Репортеры без границ", пожалуй, вместе с организацией Комитетом защиты журналистов, которая базируется в США, это самая известная международная организация, которая занимается в той или иной степени защитой прав журналистов. Часто ли "Репортеры без границ" прибегают к такого рода отчаянным мероприятиям?
Семен Мирский: Нет, не слишком часто. Дело Роксаны Сабери именно в силу специфики тегеранского режима побудило "Репортеров без границ" на такой действительно радикальный хотя и не беспрецедентный шаг. У "Репортеров без границ" очень хороший итог деятельности. Как правило, дело, за которое они принимаются, они доводят до конца, что говорит в пользу, я надеюсь, довольно скорого освобождения Роксаны Сабери. Среди журналистов, которых защищали "Репортеры без границ" иногда успешно, иногда посмертно, к сожалению, была, разумеется, и Анна Политковская, гибель которой стала как бы очень заметным событием в общественной политической жизни во Франции, прежде всего, благодаря деятельности "Репортеров без границ".