Москва простилась с Екатериной Максимовой. В Атриуме Большого театра прошла гражданская панихида. Балерину похоронили на Новодевичьем кладбище.
Все думали, что с Екатериной Максимовой придет проститься очень много народа, готовились стоять в долгой очереди. Но очередь была маленькой, минут на пятнадцать. Было много было цветов. У гроба сидела мама Екатерины Сергеевны Татьяна Густавовна. Супруг и великий партнер великой балерины Владимир Васильев всю панихиду простоял на ногах. Юрия Григоровича не было, но он прислал телеграмму. Пришли все ученицы Максимовой, руководители балетных театров Касаткина и Василев, Андрей Петров. На прощании были Марина Кондратьева, Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова, Сергей Филин, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, режиссер Александр Белинский, актеры Владимир Зельдин, Александр Калягин, Вера Васильева, Сергей Юрский, певцы Бадри Майсурадзе и Владимир Маторин... Но больше всего на церемонии было обычных людей. Екатериной Сергеевной Максимову называли только при личном общении, за глаза - Катей, Катюшей, Катенькой. Она была дивно сложена, у нее были невероятной красоты ноги, все современные балерины могут позавидовать ее устойчивости, ее растяжке, ее вращению, ее фуэте.
По моей просьбе, Валентин Гафт прочитал стихотворение, которое теперь звучит совсем иначе, чем тогда, когда оно было написано.
Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в Фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой – Фуэте!
Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь – это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение – опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
Екатерина Максимова наследовала двум школам - петербургской и московской, об этом вспомнил сегодня руководитель Кремлевского балета Андрей Петров:
- Если говорить о профессионализме, она была носительницей сразу двух школ - и московской, и санкт-петербургской. Она была эталоном классического танца. Кроме того, в ней была какая-то своя удивительная актерская нота - такая щемящая и лирическая.
Екатерина Максимова была великой актрисой. Ее героини были шаловливыми и нежными, озорными и лиричными, и, вне зависимости от возраста самой балерины, всегда очень молоденькими, а молодость обостряет чувства, и все получалось необыкновенно естественно, ярко, живо. Вот, что сказал о ней сегодня артист театра "Сатиры" Юрий Васильев:
- Когда-то, в 1973 году, я посмотрел "Спартак", танцевали Лиепа, Васильев, Максимова, Тимофеева... Я был студентом театрального училища, и это стало для меня потрясением на всю жизнь, именно актерским потрясением. Я тогда вышел из метро и начал танцевать сам. И потом, в шесть часов утра приезжал в Щукинское училище и танцевал "Спартак". Екатерина Максимова была воплощением любви. А потом, когда я смотрел "Анюту", я увидел ее потрясающее чувство юмора. И пара у них удивительная, неразрывная - Катя и Володя. Премия "За честь и достоинство" - это для нее. Она никогда не канючила, никогда ни в каких нужных тусовках не участвовала, нигде не высовывалась.
В балете Екатерина Максимова была с детства и до того дня, когда в Большом театре, ее дожидались и не дождались Марианна Рыжкина, Галина Степаненко и Анна Никулина. Им были назначены занятия. В последний путь Максимову провожали не из Большого театра, но из прилегающего к нему здания Атриума, провожали, как принято у театральных людей, аплодисментами.
Екатерина Сергеевна умерла во сне, видимо, легко. Она вообще была легкая.
Все думали, что с Екатериной Максимовой придет проститься очень много народа, готовились стоять в долгой очереди. Но очередь была маленькой, минут на пятнадцать. Было много было цветов. У гроба сидела мама Екатерины Сергеевны Татьяна Густавовна. Супруг и великий партнер великой балерины Владимир Васильев всю панихиду простоял на ногах. Юрия Григоровича не было, но он прислал телеграмму. Пришли все ученицы Максимовой, руководители балетных театров Касаткина и Василев, Андрей Петров. На прощании были Марина Кондратьева, Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова, Сергей Филин, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, режиссер Александр Белинский, актеры Владимир Зельдин, Александр Калягин, Вера Васильева, Сергей Юрский, певцы Бадри Майсурадзе и Владимир Маторин... Но больше всего на церемонии было обычных людей. Екатериной Сергеевной Максимову называли только при личном общении, за глаза - Катей, Катюшей, Катенькой. Она была дивно сложена, у нее были невероятной красоты ноги, все современные балерины могут позавидовать ее устойчивости, ее растяжке, ее вращению, ее фуэте.
По моей просьбе, Валентин Гафт прочитал стихотворение, которое теперь звучит совсем иначе, чем тогда, когда оно было написано.
Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в Фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой – Фуэте!
Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь – это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение – опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
Екатерина Максимова наследовала двум школам - петербургской и московской, об этом вспомнил сегодня руководитель Кремлевского балета Андрей Петров:
- Если говорить о профессионализме, она была носительницей сразу двух школ - и московской, и санкт-петербургской. Она была эталоном классического танца. Кроме того, в ней была какая-то своя удивительная актерская нота - такая щемящая и лирическая.
Екатерина Максимова была великой актрисой. Ее героини были шаловливыми и нежными, озорными и лиричными, и, вне зависимости от возраста самой балерины, всегда очень молоденькими, а молодость обостряет чувства, и все получалось необыкновенно естественно, ярко, живо. Вот, что сказал о ней сегодня артист театра "Сатиры" Юрий Васильев:
- Когда-то, в 1973 году, я посмотрел "Спартак", танцевали Лиепа, Васильев, Максимова, Тимофеева... Я был студентом театрального училища, и это стало для меня потрясением на всю жизнь, именно актерским потрясением. Я тогда вышел из метро и начал танцевать сам. И потом, в шесть часов утра приезжал в Щукинское училище и танцевал "Спартак". Екатерина Максимова была воплощением любви. А потом, когда я смотрел "Анюту", я увидел ее потрясающее чувство юмора. И пара у них удивительная, неразрывная - Катя и Володя. Премия "За честь и достоинство" - это для нее. Она никогда не канючила, никогда ни в каких нужных тусовках не участвовала, нигде не высовывалась.
В балете Екатерина Максимова была с детства и до того дня, когда в Большом театре, ее дожидались и не дождались Марианна Рыжкина, Галина Степаненко и Анна Никулина. Им были назначены занятия. В последний путь Максимову провожали не из Большого театра, но из прилегающего к нему здания Атриума, провожали, как принято у театральных людей, аплодисментами.
Екатерина Сергеевна умерла во сне, видимо, легко. Она вообще была легкая.