Компания «Газпром» обосновывается в Петербурге и планирует построить здесь 300-метровый бизнес-центр, который, еще не будучи представлен широкой публике, уже вызвал массу нареканий со стороны петербуржцев и самых разных специалистов.
Администрация Петербурга радости по поводу прихода в город «Газпрома» не скрывает: это и большие поступления в городской бюджет, и дополнительные рабочие места. Видимо, понимая свою значимость, руководители «Газпрома» решили застолбить ее в прямом смысле слова, построив здание бизнес-центра в виде прямоугольного столба, которое бы затмило все другие здания Петербурга. При этом и у горожан, и у петербургских архитекторов все чаще возникают вопросы: а как же быть с охраной исторического центра? Как же понимать закон, запрещающий строительство в этом самом историческом центре не то что высотных, а просто высоких зданий?
Начальник управления застройки городского комитета по градостроительству и архитектуре Александр Кошарный заявляет, что пока трудно вести предметный разговор, поскольку, с одной стороны, проект нового здания еще не представлен, а с другой, пока не приняты новый высотный регламент и другие правила застройки Петербурга. Но, по мнению Александра Кошарного, они не должны быть мертвыми документами, не подлежащими обсуждению: «Изменения можно вносить. Если это не противоречит основным принципам развития города, это возможно. Поэтому говорить о том, что установили один раз высотный регламент, больше никуда не подходи, это, с нашей точки зрения, не совсем корректно».
Исполнительный директора Международного благотворительного фонда имени Лихачева Александр Кобак считает, что город должен прирастать новыми зданиями, но не в историческом центре: «Исторический центр по площади составляет пять – семь процентов территории Большого Петербурга. Я бы считал, что такие большие масштабные проекты вот на этих пяти – семи процентах невозможны, а на 93-95% территории города они возможны и желательны».
Директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призывает не преклоняться перед красивым новомодным словом «инвестор», а расставить все по своим настоящим местам: «Человек приходит и хочет построить дом там, где мы живем. Ничего хорошего от этого в принципе автоматически нет, то есть он доказывает десять тысяч раз, как нам будет хорошо. Мы случайно получили потрясающий город, и трогать его абсолютно нельзя, ничего не надо строить в историческом центре. Есть в достаточно тяжелом состоянии дома, которые нужно привести в порядок, и они принесут не меньший доход».
Большинство экспертов сходится во мнении, что строить в Петербурге новые здания и можно и нужно. Только непонятно, зачем обязательно целиться именно в исторический центр Петербурга.