Ссылки для упрощенного доступа

Начались переговоры об окончательном статусе Косово


Демонстрация протеста против переговоров с сербами в Приштине
Демонстрация протеста против переговоров с сербами в Приштине

Сегодня в Вене началась первая сербско-албанская встреча на высоком уровне. За стол переговоров рядом с международными представителями сели две делегации. В составе сербской находятся президент республики Борис Тадич и премьер Воислав Коштуница. Группу косовских представителей возглавляют президент и премьер правительства Косово Фатмир Сейдию и Агим Чеку. Это первые прямые переговоры сербов и албанцев о будущем статусе края. Уже семь лет Косово находится под международным управлением, формально оставаясь в составе Сербии. Албанцы, которые составляют 95% населения Косово, требуют независимости, сербы такой возможности не допускают.


Лидеры Сербии и Косово впервые отважились на прямые переговоры, и уже поэтому встреча считается исторической. Переговоры о статусе области ведутся уже несколько месяцев, но они затрагивали только технические вопросы: как нормализовать жизнь в Косове, провести административные границы его районов, как защитить православные церкви. Даже по таким, на первый взгляд, простым вопросам до сих пор не удалось достичь прогресса. Считается, что именно поэтому международное сообщество решило дать сторонам возможность высказать свое мнение по принципиальному вопросу - о будущем политическом статусе края.


Делегации сторон имеют по 45 минут, чтобы изложить международными представителями свои аргументы. Они хорошо известны, основаны на правовых, исторических и политических аргументах и абсолютно противоположны. Сербский план предусматривает предоставление албанцам Косова широкую автономию, при этом территория не приобретает независимости.


Министр иностранных дел Сербии Вук Драшкович признает, что переговоры будут очень тяжелыми: «Сербская сторона пошла на максимальный компромисс. Мы выставляем только два требования: максимальная защита прав сербов в Косове, а так же нерушимость границ на Балканах. То, что Сербия предлагает, на самом деле и является независимостью Косова, но как бы внутренней независимостью. Сербия не имеет ни намерений, ни желания править в Косове. Пусть правит албанское большинство, но с обязательством уважать права сербского меньшинства. Пусть Косово имеет свой полностью самостоятельный путь к ЕС, более-менее самостоятельный путь ко всем международным организациям, кроме ООН и НАТО, членство в которых символизирует международный суверенитет».


Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница также подчеркивает, что компромисс не подразумевает независимости Косова. Последние опросы общественного мнения, проведенные в Сербии, показали, что лишь 20% ее жителей допускают возможность отделения Косова. Со своей стороны, более 90% албанцев выступают категорически против иного решения, кроме полной независимости края. Края правительства Косова Агим Чеку выразил единую албанскую позицию следующим образом: «Независимость, полная независимость, полный суверенитет, но для всех граждан Косова. Предоставьте нам независимость, и мы обеспечим права всех жителей Косова».


Никто из участников переговоров не ожидает, что в Вене будет достигнуты какие-то конкретные договоренности. По мнению Горана Свилановича из исследовательского центра «Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы», «Встреча организована для того, чтобы через несколько месяцев, когда переговоры окончатся, международные наблюдатели могли сказать: вот мы и это попробовали, провели прямые переговоры. Честно говоря, не могу себе представить, чтобы любая из двух сторон на переговорах - Белград и Приштина - могли поменять свои до сих пор крайне непримиримые позиции». Наблюдатели уверены, что вопрос политического статуса Косова невозможно решить за столом двусторонних переговоров. Окончательное решение примет международное сообщество.


Обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый, который много раз бывал в странах бывшей Югославии, напоминает об исторических корнях конфликта: В средних веках Косово было территорией Сербского государства, однако потом весь восток Балканского полуострова попал под власть Османской империи, происходило передвижение народов. На косовской территории осталось большое количество памятников сербской культуры, но населяли ее уже преимущественно албанцы.


Процесс национальной эмансипации албанцев происходил позже, чем аналогичный процесс у сербского народа. В конце XIX века так называемая "призренская лига" сформулировала требования албанского национально-освободительного движения, прежде всего провозглашение собственного государства. Такое государство было провозглашено незадолго до Первой мировой войны. Однако Косово в состав Королевства Албании не попало, и по итогам войны Сербия вернула себе контроль над этой территорией, утраченный несколько веков назад.


В ходе Второй мировой край оккупировали итальянские и албанские войска. Любопытно, что партизанское сопротивление Белграду продолжалось в крае до середины 1950-х годов, а его ядро находилось ровно в тех же местах, в той же гористой местности под названием Дреница, что и во время последнего конфликта полувеком спустя.


В составе социалистической Югославии Косово считалось самой перспективной и самой отсталой частью федерации. Оно всегда отличалось высокой рождаемостью, там всегда был большой уровень безработицы, всегда на край возлагались большие надежды с экономической точки зрения, и никогда они не оправдывались.


Первые организованные выступления албанцев прошли в конце 1960-х, они повторились в начале 1980-х. Выступавшие требовали придать республике статуса республики в составе югославской федерации.


Во время пребывания у власти Слободана Милошевича странным образом восстановилась ситуация “ ни мира, ни войны ” : албанцы организовали в Косово свои параллельные системы власти и образования, все, кто жил в крае, доплачивали из своих доходов определенный процент в фонд этого несуществующего государства. В конце 1990-х партизанское движение возродилось снова ; сербская армия и полиция в 1998 году развернули широкомасштабную операцию по искоренению отрядов вооруженных сепаратистов. Окончилось все это военным вмешательством НАТО, после которого Косово фактически стало международным протекторатом.



XS
SM
MD
LG