Поэтический, образный, изумительный театр Римаса Туминаса знаком москвичам, в первую очередь, благодаря поставленному им в театре «Современник» — спектаклю «Играем Шиллера». А гастроли открываются лермонтовским «Маскарадом», и даже те люди, которые уже встречались с этим спектаклем на фестивалях в Москве и Петербурге, хотят снова попасть на него, потому что это одно из самых красивых зрелищ, которое доводилось видеть. За «Маскарадом» последует «Вишневый сад», однажды показанный в Петербурге в Балтийском доме, и затем еще премьерные «Три сестры».
«Взгляд, как Циолковского, так и Чехова взгляд на нашу жизнь, — говорит Римас Туминас. — И у меня такое ощущение, что Чехов знал, что мы посеяны, что над нами кто-то нечаянно чуть-чуть надсмеялся, а мы подумали всерьез, что мы хозяева».
За «Тремя сестрами» последуют — еще две новые постановки. Причем «В ожидании Годо» Беккета, режиссер толкует через Чехова, — и самый мрачный европейский драматург оказывается гуманистом.
Римас Туминас поясняет: «Мы все ждем лучшей жизни, как и у Чехова, торжество человека, который инстинкт жить превращает в смысл и творчество».
Из спектаклей по неклассическим пьесам театр представит «Мадагаскар» Ивашкявичуса. Своим появлением это произведение обязано самому Туминасу. Долгие годы он уговаривал драматургов написать сочинение о путешественнике и идеалисте Казимирасе Пакштасе. Рассказывает Римас Туминас: «И он пустился в большое путешествие, ища для Литвы, так и назвал он: "запасную Литву". И он создавал вот такие ячейки, такие движения для миграции, поиска новой Литвы. Мысль одна, что мы, живя между такими соседями, как Россия и Германия, никогда не будем независимы».
Странный путешественник и Пакштас призывал литовцев поискать землю обетованную. По сути дела, тем же заняты герои другого спектакля Вильнюсского малого театра «Улыбнись нам, Господи», который должен был приехать в Москву, но умер актер, и режиссер решил не вводить другого исполнителя.
Литовцы никогда не были кочевым народом, они вели оседлый образ жизни. Но из пяти спектаклей, которые покажет театр Вильнюса, четыре так или иначе связаны с мечтой о перемене мест. Мечта о перемене места для Римаса Туминаса, видимо, то же самое, что мечта чеховских героев о лучшей жизни.