Ссылки для упрощенного доступа

Почем пытки в милиции?


Иногда и милиционерам приходится расплачиваться
Иногда и милиционерам приходится расплачиваться
Сегодня центральный суд Читы взыскал с казны 150 тысяч рублей в пользу бывшего студента Забайкальского горного колледжа Сергея Гилева - за моральный вред, причиненный ему тремя сотрудниками милиции. Два года назад стражи порядка забрали учащего прямо с лекции, отвезли в лес и, избивая, требовали признаться в угоне автомобиля.

В прошлом году Центральный районный суд Читы признал трех сотрудников ОРЧ-2 УВД Забайкальского края виновными в избиении читинского студента Сергея Гилева. За превышение должностных полномочий Максим Никишин, Олег Дьячков и Сергей Гилязов были осуждены к условным срокам лишения свободы. И вот сейчас - новое решение, по компенсации ущерба.

О том как происходил "допрос" оперативниками в лесу, корреспонденту Радио Свобода рассказал потерпевший Сергей Гилев:

- Это было в конце марта 2007 года. Тогда я еще учился в Забайкальском горном колледже. Утром, примерно часов в 10, милиционеры вызвали меня через преподавателя. Я был в аудитории, вышел в коридор. Там было два молодых человека, потом я узнал их фамилии - Дьячков и Гилязов. Они сказали, чтобы я прошел с ними в милицию. Свои удостоверения мне они не показывали. Я поинтересовался, по какому поводу они меня вызывают. Они ответили – "что, разве повода нет вызвать?" Я сказал, что нет, потому что проблем с милицией нет.

Мы вышли из здания университета и подошли к машине. В ней был еще один сотрудник милиции, Никишин. Они начали со мной разговаривать в машине, расспрашивали про угон автомобиля из села Угда Читинского района. Я сказал, что ничего не знаю об этом. Они ответили – "тогда мы с тобой еще прокатимся". Уехали в сторону горнолыжной базы в лес, остановились на поляне. Я продолжал настаивать на своем, что ничего об угоне я не знаю. Впоследствии они начали меня еще и бить.

- Сильно били?

- У меня остался синяк, отек глаза, ссадины на ноге. Ощутимо били, но так, чтобы было без синяков. Только два синяка и остались. Еще губу разбили. Я продолжал настаивать на своем, что я здесь не при чем. Они сказали, что отпустят меня при одном условии, что я скажу на камеру сотового телефона, что обещаю найти тех, кто угнал этот автомобиль. Я согласился на это. Они записали мое обещание на камеру телефона. После этого меня высадили недалеко от техникума и уехали. И я вернулся в техникум. Меня видели в таком виде несколько одногруппников.

После этого я уехал домой, позвонил отцу. И уже с отцом мы встретили знакомого, которого они называли как тоже якобы причастного к угону. Он сказал, что его тоже допрашивали - и, судя по описанию, эти же милиционеры.

- Знакомого такими же методами допрашивали?

- Они сильно его не били, просто угрожали, психологически давили. Знакомый сказал, что это происходило в ОРЧ-2. Мы съездили туда на следующий день и обратились к начальству. Начальнику я просто описал тех сотрудников милиции, и он сразу же назвал нам три фамилии. После этого мы написали заявление в прокуратуру, и я обратился в Забайкальский правозащитный центр.

- Когда дошло до суда, вы просили о снисхождении для этих милиционеров.

- Да, это было. Сначала двое не хотели признавать свою вину. Им дали реальные сроки лишения свободы по 2 года. Потом было кассационное рассмотрение дела. И так как они признали свою вину, мы уже просили об условном наказании - у них все-таки маленькие дети на иждивении. Все-таки все ошибаются.

Руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов в интервью корреспонденту Радио Свобода рассказал о том, как удалось добиться осуждения сотрудников милиции, избивших Сергея Гилева:

- Когда Сергей вместе со своими родителями летом 2007 года обратились к нам за помощью, мы помогли подготовить заявление в прокуратуру. Прокуратура возбудила уголовное дело. Я считаю, это вообще нетипично, когда прокуратура действует в соответствии с законом и оперативно возбуждает уголовное дело против сотрудников милиции. Расследование дела было проведено в сжатые сроки и поступило в суд. И также впервые я могу выразить благодарность судье, которая расследовала это дело.

Единственный нюанс, который позабавил общественность Забайкалья, заключается в том, что на скамью подсудимых должны были сесть 3 сотрудника милиции, которые подозревались в избиении Сергея Гилева. Но в последний момент перед направлением дела в суд один из этих сотрудников неожиданно потерялся из поля зрения прокуратуры. Впоследствии мы выяснили, что Максим Никишин находится в командировке на Кавказе в составе сводной бригады сотрудников милиции Забайкальского края. То есть руководство УВД, зная, что против него возбуждено уголовное дело и он был объявлен в розыск, на 6 месяцев отправило его в командировку.

За это время уголовное дело в отношении двух его подельников-сослуживцев - Олега Дьчкова и Сергея Гилязова дошло до суда. Эти сотрудники были наказаны реальными сроками лишения свободы - по 2 года лишения свободы в колонии общего режима. После того, как в ходе кассационного рассмотрения данного дела они все-таки признались в том, что избивали Сергея, Гилев попросил суд кассационной инстанции смягчить им наказание. В результате суд назначил им 2 года лишения свободы условно, то есть выпустил из-под стражи.

В это время Забайкальский правозащитный центр пытался все-таки выявить местонахождение Максима Никишина, который находился на Кавказе несмотря на то, что срок его командировки давным-давно закончился. Мы писали различные жалобы и в УВД, и в прокуратуру. Как впоследствии оказалось, действительно, после возвращения с Кавказа, находясь официально в розыске, он продолжал службу в Органах внутренних дел Забайкальского края. После нашей очередной жалобы в прокуратуру края, его уволили из ОВД и привлекли к уголовной ответственности, вслед за двумя его подельниками. Летом 2008 года он тоже стал подсудимым. В суде Никишин признал свою вину. Суд ему тоже назначил 2 года лишения свободы условно.

Впервые в моей правозащитной практике этих сотрудников ОРЧ-2 УВД по Забайкальскому краю не стало выгораживать руководство этой части.

По закону за преступления, совершенные должностными лицами, как правило, это сотрудники милиции, если их вина будет доказана в суде, потерпевшее лицо имеет право на возмещение морального вреда. Поэтому в начале этого года мы подали в интересах Сергей Гилева иск государству на сумму 300 тысяч рублей. И вот сегодня суд Центрального района частично удовлетворил данный иск на сумму 150 тысяч рублей. Мы полагаем, что данная сумма адекватна, исходя из судебной практики.

- Их должно заплатить государство?

- Да. Исполнительный лист мы направляем в Министерство финансов. В трехмесячный срок Минфин должен выплатить данную сумму, перечислив ее на расчетный счет Сергея Гилева.
XS
SM
MD
LG