Александр Генис: Сейчас, в послебушевское время, в Америке обострились споры о том, больше или меньше стала роль религии в современном обществе. После нескольких книг воинствующих безбожников в свет вышла ответная монография с названием-манифестом: “Бог возвращается. Как глобальное возрождение веры меняет мир”.
У микрофона – ведущая “Книжного обозрения” “Американского часа” Марина Ефимова.
John Micklethwait and Adrian Wooldridge. God is Back. How the Global Revival of Faith is Changing the World
Джон Микелтвейт и Адриан Вулдридж. “Бог возвращается. Как глобальное возрождение веры меняет мир”.
Марина Ефимова: “Еще совсем недавно лучшие европейские умы предсказывали будущее с минимумом религии или даже вообще без нее, – пишут авторы книги “Бог возвращается”. – Наука внушила нам скептическое отношение к чудесам. Психиатрия перенаправила все наши недоумения извне вовнутрь, в глубины нашего собственного разума. Светская власть в большинстве стран взяла верх над властью церкви. И, однако, те самые силы, которые должны были разрушить религию - демократия и рынок, технология и интеллект – соединились, чтобы сделать ее еще сильней”.
Оба автора книги, Миклетвейт и Вулдридж - редакторы “Экономиста”, одного из самых серьезных британских журналов. Один живет в Лондоне, другой – в Вашингтоне, что позволило им собрать материал и в Европе, и в Америке:
Диктор: “Америка первой соединила в себе всё самое современное с самым традиционным – с религией. Но и остальные страны следуют той же модели – бедные и богатые, демократические и монархические, преимущественно мусульманские и преимущественно христианские. Везде вера в Бога остается неистребимой. Даже после вынужденных перерывов религиозной жизни (как в России и Польше) или после её естественных спадов (как в Западной Европе) вера в Бога непременно возвращается. Более того, нынешние религиозные конфликты на Ближнем Востоке и в Африке по силе религиозного фанатизма напоминают чуть ли не времена Крестовых походов”.
Марина Ефимова: Самое пристальное внимание авторы книги “Бог возвращается” обращают (естественно) на нынешние фундаменталистские движения. Однако другая чрезвычайно интересная линия книги исследует феномен глобализации религии - то явление, которое авторы называют “американской мега-Церковью”.
Диктор: “Американские церкви, которые не регулируются и не поощряются государством, с недавнего времени начали оперировать как многонациональные корпорации. Пасторы стали “пасторпренёрами”, они непрерывно расширяют круг своей паствы, относясь к прихожанам почти как к покупателям и создавая всё новые форпосты своей Церкви по всему миру. Подъём религии осуществляется теми же силами, что и успех рыночной экономики: конкуренцией и возможностью выбора”.
Марина Ефимова: В отличие от фундаменталистов, американские служители церкви не проклинают современный образ жизни, а используют его особенности. Например, они дают возможность беспокойному среднему классу получать то, что ему хочется - но не на диком неуправляемом рынке, а в безопасной атмосфере традиционного и уважаемого института:
Диктор: “Церковь стала местом, где завязываются деловые и светские связи и романтические знакомства... местом, где сводят вместе детей, разделенных большими расстояниями просторных предместий... местом, где проводится оздоровительная гимнастика, где устраиваются лекции и концерты. При церквях ставят спектакли, обсуждают книги и показывают фильмы, которые учат прихожан, как сделать их жизнь осмысленной и целеустремленной. И приемы, на которых построена эта духовная пропаганда, почти полностью повторяют те, которые применяют пропагандисты материального успеха. Еще один важный аспект осовременивания христианской религии – Церковь явно затушёвывает свой традиционный антиинтеллектуализм. Христианские филантропы жертвуют всё большие суммы на “интеллектуальную инфраструктуру”, включая стипендии в престижных университетах “айви лиг”.
Марина Ефимова: Это отступление религии от традиционного антиинтеллектуализма авторы книги “Бог возвращается” считают явлением глобальным. Книга начинается со сцены, типичной для Америки: домашний семинар, который называется, например, “Пятничные обсуждения Библии”, или “Изучение Библии по средам”. В чьей-то гостиной сидят: врач, ученый, пара бизнесменов, юный меланхолик в майке с портретом Че Гевары и обсуждают библейские тексты. Только происходит это не в Америке, а в Шанхае, в одном из тех (уже многих) мест в мире, где приняли, “будничный, персонифицированный, типично американский стиль религиозности”.
Новое поколение мировых религиозных лидеров, тоже не без американского влияния (по мнению авторов), меняет стиль проповеди: они учитывают роль и влияние современных знаний, стараясь не ослаблять при этом силу своего традиционного религиозного наставления. В связи с проинтеллектуальной направленностью религии возникло и другое явление, во всяком случае, в Америке: здесь начали появляться религиозные левые, один из них - нынешний президент Барак Обама.
Диктор: “Многие журналисты писали, что хотя Барак Обама победил Хилари Клинтон по многим причинам, главной была та, что он out-God her – то есть, обошел ее по религиозной линии”.
Марина Ефимова: Говоря о глобальном “осовременивании” религии, авторы книги делают исключение для большинства мусульманских регионов мира, в которых модернизация и демократизация вызвали не осовременивание религии, а обратное явление - взрыв непримиримого фундаментализма и враждебности по отношению к современному (в особенности к американскому) стилю жизни. Радикальный ислам, который доминирует в Иране, Саудовской Аравии и Пакистане, объявил себя врагом Иудео-Христианского Запада. “Результат, - пишут авторы книги, - повторение религиозных войн 17-го века в технически модернизированном варианте”.
Несмотря на подробный разбор тёмных сторон современной религиозности, Миклетворт и Вулдридж считают, что повсеместное возрождение религии – явление однозначно положительное, учитывая тот факт, что в большинстве стран религия стала свободным выбором: она не навязывается государством и не наследуется в качестве элемента самоидентификации. Однако рецензент Ханна Розин пишет:
Диктор: “Если эта возрожденная религиозность ведет одних к покупке футболки с библейским изречением, а других – к попытке взорвать здание, набитое людьми, то вывод авторов книги “Бог возвращается” можно поставить под сомнение”.
Марина Ефимова: По-моему, наблюдения авторов книги “Бог возвращается” относятся исключительно к миру интеллектуалов, в котором религиозность долго считалась признаком невежества. В остальных слоях общества свободных стран религиозность оставалась более или менее неизменной. Так что это не “Бог возвращается” в мир, а, скорей, интеллектуалы возвращаются к Богу.