Ссылки для упрощенного доступа

"Кинотавр": когда техника отказывает


Главная площадка "Кинотавра"
Главная площадка "Кинотавра"
В Сочи продолжается 20-й российский фестиваль "Кинотавр". В его конкурсной программе 12 картин, но содержание "Кинотавра" этим, разумеется, не исчерпывается.

С места событий - обозреватель РС Марина Тимашева:

- Второй конкурсный день ознаменовался накладкой. Во время показа короткометражного фильма с длиннометражным названием "Венецианский жених. Хлопоты Энтони Кларка, антиквара" завис компьютер. То есть, мы посмотрели минут 15, вдруг - стоп-кадр, зажигается свет в зале. Извиняются, снова включают на быструю перемотку, доходят до того же места и - с тем же результатом. Так мы и не досмотрели картину до конца - и не узнали, чем закончились хлопоты венецианского антиквара и большого эстета, который ищет себе жену в России. Все это тем более обидно, что этот документальный фильм - кинематографический дебют Андрея Бильжо: он - продюсер, один из авторов сценария и режиссер. И у него еще не выработался иммунитет к фокусам, которые может показывать техника. Андрей Бильжо сначала взывал к ответственным за эту технику лицам. Потом, потеряв надежду, на словах пробовал пересказывать финал.
В России никто не умеет хорошо шутить, зато все пытаются нагрузить комедию глубоким "смыслом". Так и здесь: шутки ниже пояса, ситуации, которые годятся для комикса, и мысль - Россия не Европа и не Азия, а нечто совершенно особое


В основном конкурсе фестиваля были показаны еще три картины. Действие фильма "Европа-Азия" Ивана Дыховичного по сценарию очень модных братьев Пресняковых происходит возле Екатеринбурга, на границе Европы и Азии. На шоссе вблизи лесной опушки облюбовала местечко шайка жуликов. Якобы они играют свадьбу, и всякий проезжающий мимо должен с ними выпить, а потом - одарить новобрачных, желательно наличными. Как принято у братьев Пресняковых, сценарий распадается на серию скетчей, претендует на гордое звание абсурдистской комедии; но по сути это - свод банальностей. В России никто не умеет хорошо шутить, зато все пытаются нагрузить комедию глубоким "смыслом". Так и здесь: шутки ниже пояса, ситуации, которые годятся для комикса, и мысль - Россия не Европа и не Азия, а нечто совершенно особое. Несмотря на отсутствие глубины, этот фильм будет иметь хорошие кассовые сборы: в нем заняты телеведущая Татьяна Лазарева, Сергей Шнуров и - в очень маленькой роли - Ксения Собчак.

"Сказка про темноту" снята Николаем Хомерики; этот режиссер представлял Россию в "Особом взгляде" Каннского фестиваля. В главной роли - Алиса Хазанова. "Сказка про темноту" - еще один фильм последних лет, в котором главный герой - милиционер. Только на прошлом "Кинотавре" - "Кремень" Мизгирева, на 30-м Международном кинофестивале - "Однажды в России" Кати Шагаловой... Такие фильмы - и "Сказка..." не исключение - проходят по ведомству социального кино. Социальное - это грязные улицы, заплеванные подъезды, обшарпанные стены, унылые пейзажи, грубый быт, матерная брань; и все это - с приправой из тоски по лучшей жизни. Актеры при этом не должны быть эмоциональны: лица их бесстрастны, реакции стерты. О чем думают персонажи, когда долго-долго куда-то идут или держат длинные-длинные паузы, зритель должен догадаться сам. Умом все это понимаешь: ну, вот такая неуютная, необустроенная жизнь, вот такое сильное женское одиночество. Но сердцем при этом не чувствуешь ничего. До метафоры такие фильмы обычно не поднимаются, внятной логикой пренебрегают, до бытового правдоподобия не опускаются - и очень долго буксуют на одном месте.

Еще был показан фильм "Миннесота", снятый Андреем Прошкиным по сценарию Александра Миндадзе. О нем - позже, потому что он стоит более подробного разговора.
XS
SM
MD
LG