Госдума РФ осенью рассмотрит закопроект, вводящий ограничения на деятельность иностранных преподавателей - им предлагается не только оформлять рабочую визу, как это было раньше, но и получать разрешение на работу в России. Соответствующее предложение было внесено в Думу правительством и направлено на рассмотрение в местные парламенты. В пояснительной записке сказано, что иностранные преподаватели периодически распространяют в России экстремизм.
Проект поправок к закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25 июля 2002 года был одобрен на пленарном заседании Мосгордумы в среду. Поправками предлагается изъять из подпункта 8 пункта 4 статьи 13 закона положение, по которому приглашенные в Россию иностранные учителя не обязаны оформлять разрешение на работу — для их деятельности достаточно лишь рабочей визы.
Таким образом, в случае принятия поправок, преподавателей из-за рубежа обяжут получать разрешение на работу. Исключение составят иностранные граждане, которые приехали в Россию по программам двустороннего обмена научными работниками.
При этом ужесточение условий работы не касается иностранных преподавателей духовных семинарий - согласно закону, им разрешение на работу требовалось и ранее.
Одобренный Мосгордумой законопроект внесло в Госдуму правительство РФ. В пояснительной записке говорится о том, что российские вузы в последние годы активно привлекают иностранных преподавателей, "однако периодически фиксируются случаи распространения иностранными преподавателями экстремистской идеологии, разжигания национальной и религиозной вражды в студенческой среде и других действий, противоречащих интересам национальной безопасности".
Кроме того, зачастую данные граждане не имеют соответствующих письменных рекомендаций, характеристик и других документов, подтверждающих их компетентность и уровень квалификации для преподавания в России. Принятие законопроекта будет способствовать повышению контроля за приемом иностранных граждан на работу для преподавательской деятельности, говорится в пояснительной записке.
Какие именно преподаватели были замечены в экстремизме - тайна следствия, рассказал в интервью корреспонденту Радио Свобода спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Возможно, при рассмотрении законопроекта в других субъектах федерации она будет раскрыта.
- Какова цель этого закона - ограничить деятельность иностранных преподавателей в России ?
- Ну что вы! Закон звучит - "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранные граждане в Российской Федерации имеют минимум ограничений, но все-таки имеют. Закон этот давно действует. Эти ограничения не касаются иностранных студентов, иностранных журналистов (это святое), сотрудников дипмиссий и работников иностранных компаний, занимающихся сервисным обслуживанием поставляемой в Россию техники. Теперь из этого списка предложено убрать преподавателей. Они должны проходить какую-то дополнительную процедуру, доказать, что являются компетентными специалистами, что у них есть определенный уровень квалификации. Так что я страшного в этом ничего не увидел, любое государство должно контролировать, кто приезжает в нем учить.
- В настоящее время имеются какие-то конкретные претензии к преподавателям? В пояснительной записке сказано, что есть случаи распространения экстремистской идеологии среди студентов.
- Я лично в Москве таких случаев не знаю. Но я знаю, что в нашем многонациональном государстве есть проблемные регионы, куда приезжают специалисты и специально учат молодежь, как совершать террористические акты, как организовывать акты неповиновения или еще что-то такое. Такие регионы у нас есть, вот такое несчастье для нашей большой интернациональной страны.
- Но можно ли таких людей называть преподавателями?
- Вы правы. Но формально, если они приезжают, то становятся преподавателями, потому что их приглашают как специалистов, как преподавателей - по упрощенной системе. Поэтому появилась такая инициатива. Свое заключение даст не только Московская городская дума, а все регионы. И я уверен, что в каких-то регионах будут конкретные примеры. А в Москве, слава богу, мы не допускаем разжигания национальной вражды в высших учебных заведениях.
- При подготовке этого закона были названы конкретные нарушители, которые приехали под видом преподавателей?
- Если такие случаи есть, наверное, эти лица привлекаются к ответственности. И так как запрещено разглашать тайну следствия, нам, наверное, об этом не сообщили.
- Вы не боитесь, что западным высококвалифицированным преподавателям станет сложнее приехать и, значит, их станет у нас меньше?
- Не боюсь. Профессионалы от этого не пострадают.
- То есть, разрешения на работу будут выдаваться свободно?
- Не свободно, не по заявлению, но высшее учебное заведение, которое хочет получить высококлассного специалиста, обязательно это сделает. Но у нас наряду с широким распространением государственных высших учебных заведений есть огромное количество частных учебных заведений. И вот им надо будет, конечно, представить необходимые документы, кого и для чего они приглашают.
- Ректор Высшей школы экономики вчера сказал, что когда вуз пытался пригласить преподавателя, на оформление разрешения на работу ушло полгода.
- Учебный процесс заранее формируется, это не приглашение пожарной команды. Это подготовка специалистов, это утвержденная заранее учебная программа, специально готовится курс. Надо посмотреть, почему это произошло, может быть, имела место какая-то нерадивость чиновников. Я не уверен, что устанавливается минимальный срок оформления шесть месяцев.
Оптимизма спикера Мосгордумы не разделил доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов:
- Принятие такого закона не послужит чему-то хорошему. Когда сюда едут иностранные преподаватели, это для наших учебных заведений большое благо, потому что очень часто это весьма неплохие специалисты. Скажем, чтобы в мой Центр изучения религии в РГГУ заманить хорошего преподавателя, надо пуд соли съесть. И если будут такого рода ограничения, это еще более повредит той интересной научной информации, которую мы можем получать именно от иностранных преподавателей. В области религии это очень важно, потому что наше религиоведение весьма отстает от мировых стандартов.
- В пояснительной записке сказано, что преподаватели распространяли экстремизм и религиозную вражду.
- Видимо, есть испуг перед деятельностью различных религиозных организаций, исламскими организациями, возможно, речь идет о так называемых сектах. На мой взгляд, это абсолютно неэффективный и неверный способ противостоять этому, как они его понимают, религиозному экстремизму. Есть гораздо более эффективные способы. Потому что если такой закон будет введен, он вместе с водой выплеснет и ребенка.
За комментарием корреспондент Радио Свобода обратился к иностранному преподавателю - Димитри де Кошко, преподающему журналистику во франко-российском центре МГУ:
- Если закон будет принят и иностранных преподавателей станет меньше, повредит ли это качеству российского образования?
- Если разрешения будут выдаваться, то не повредит. А если эти разрешения не будут больше выдаваться и в России не захотят иметь никаких преподавателей из других стран, это будет нонсенс. Зачем это нужно России? Тут вообще большая мешанина. Если речь идет о религиозной розне, то, наверное, есть секты, которые приглашают людей под видом преподавателей, но на самом деле они такими не являются. Преподаватели преподают свои дисциплины - журналистику, физику, экономику, а не что-то иное.
Когда я преподавал в Советском Союзе, доходило до глупости. Я работал с преподавателями французского языка, и они приходили с авоськами, спешили за покупками, спрашивали, когда мы закончим. А до студентов нас старались не допускать. А если допускали, то только до определенных студентов. Например, отбирали провинциалов, готовых на все ради московской прописки. И для некоторых это был способ хорошо "стучать".
Но сейчас другая эра, и трудно представить, чтобы такое повторилось.
Популярное
1
Бывший врач Навального: "Пока у власти чекисты, обратно не поеду"
2"Власть тут одна – чекистская". Одинокий протест адвоката Степанова
3Отгуляли. Алексей Никитин – о третьем военном Новом годе
4Корни и эксперименты. Артемий Троицкий – об истории фламенко
5Трамп хочет мира, а Путин – войны?
6"Предателя" на "патриота". Андрей Пивоваров – о возможности обмена