Ссылки для упрощенного доступа

Церковно-политическая десятина


Андрей Кураев и один из окормляемых им байкеров
Андрей Кураев и один из окормляемых им байкеров
Прошедшее в Севастополе патриотическое шоу байкеров - и особенно роль отдельных функционеров РПЦ в его организации и духовном окормлении - может прибавить Церкви политических очков и, вместе с тем, вызвать разногласия среди верующих.

Бывают странные сближения. Сначала Владимир Владимирович Путин, увидев на картине художника Ильи Глазунова "Вечная Россия" святых Бориса и Глеба, сказал буквально следующее: "Борис и Глеб, конечно, святые", но примером нам служить не могут, потому что "так нельзя, легли и ждали, когда их убьют".

И вот дьякон Андрей Кураев духовно окормляет тех, кто не лег и не ждет - участников 13-го международного байк-шоу, прошедшего в Севастополе, Украина. Проповедует многим десяткам тысяч байкеров и просто зрителей: "Моя светлая Русь, не сдавай Севастополь! не сдавай своих детей!"

Участие московских байкеров из группы "Ночные волки" благословил патриарх Кирилл. "Ночных волков" и их предводителя Хирурга из Москвы провожал лично Владимир Путин.

- Кураев и Путин наконец нашли друг друга? – этот вопрос корреспондент Радио Свобода задал Александру Солдатову, главному редактору религиозного сетевого ресурса portal-credo.ru

- На мой взгляд, они друг друга особенно не теряли, – уверен Александр Солдатов. - С тех пор, как стало ясно, что Владимир Владимирович всерьез и надолго, дьякон Андрей Кураев никогда не осмеливался его в чем-либо критиковать. Наоборот, активно поддерживал. Во всяком случае, дьякон Андрей Кураев был одной из центральных фигур предвыборной кампании патриарха Кирилла. Как известно, патриарх Кирилл не был бы избран на Поместном Соборе – состоявшем, в том числе, из депутатов, чиновников, крупных олигархов, - если бы его на это не благословил национальный лидер. Мне кажется, что политические и духовные пути дьякона - теперь уже протодьякона - Кураева и господина Путина пересекались на протяжении последних девяти лет неоднократно и постоянно. Поэтому для меня тут никакой особенной сенсации не было.
Такое ощущение, что молодежная субкультура больше начинает воздействовать на само церковное руководство, нежели само церковное руководство воцерковляет эти субкультурыь

Сенсация случившегося в Севастополе заключается немножко в другом. В том, что взяв курс на воцерковление молодежных субкультур, руководство Московской Патриархии как-то постоянно попадает в курьезные и скандальные ситуации. Такое ощущение, что молодежная субкультура больше начинает воздействовать на само церковное руководство, нежели само церковное руководство воцерковляет эти субкультуры.

Появление девушки топлесс рядом с ликом Спасителя вызвало дискуссии среди православной общественности
Конкретно на примере Севастополя - особый скандал в православном интернете, в блогах вызвало появление фотографии полуобнаженной девицы рядом с флагом с изображением Спасителя. Та часть православной общественности, которая выступает за миссионерский прорыв, за патриарха Кирилла, очень благосклонно отнеслась к этим картинкам – дескать, нигде в Священном Писании не запрещено женщинам ходить топлесс; сказано только, что голову надо покрывать, а вот это - пожалуйста.

- А также "кто из вас сам без греха, пусть первый бросит..."

- Да. Но слишком активное и заинтересованное участие патриарха Кирилла в подобных акциях вызывает у более консервативной церковной общественности - а такой пока все-таки большинство - некоторое смутное подозрение в адрес самого патриарха, его каких-то моральных принципов.

- Уровня благочестия?

- И благочестия, и степени аскетичности патриаршего поведения. Это, как говорят на церковном языке, достаточно большой соблазн, который в наших российских условиях, когда внешние атрибуты благочестия считаются ключевыми для церковной жизни, способен вызвать не просто скандал, а определенные церковные разделения. Может быть, не институциональные, но, по крайней мере, духовные.

- Предполагаете последующие нестроения в РПЦ?

- Полагаю, что они в определенном смысле уже вызваны. Значительная часть православных медиа - по крайней мере, представленных в сети - занимает достаточно скептическую позицию в отношении патриарха. В частности, по поводу характера его контактов с властью, чего мы не наблюдали в последние годы жизни предыдущего патриарха - он все-таки консерваторам был как-то ближе, понятнее стилистически. Алексий II был более консервативным, нежели нынешний патриарх, который совершает очень много неожиданных, с точки зрения православной традиции, вещей.

- Но православие не отрицает миссионерства. Православие не отрицает тезиса "идите и научите все народы". И 13-е международное байк-шоу в Севастополе - это типичная "ловля человеков" на их поле. Все по Писанию.
Думаю, с одной стороны, может быть, патриарху Кириллу - как некоему экстремалу - эти субкультуры симпатичны сами по себе. Но, с другой стороны, в этом есть и весьма существенная политическая составляющая

- Воцерковление молодежных субкультур - некая услуга, которую церковное руководство пытается предложить нынешнему политическому режиму. С одной стороны, политический режим всегда испытывал беспокойство по поводу того, что та или иная субкультура выйдет из-под его контроля и станет неким инструментом в руках оппозиции. Мы очень часто сталкивались с этим на примере футбольных фанатов, в среде которых очень распространены экстремистские настроения. Думаю, с одной стороны, может быть, патриарху Кириллу - как некоему экстремалу - эти субкультуры симпатичны сами по себе. Но, с другой стороны, в этом есть и весьма существенная политическая составляющая. Патриарх тем самым лишний раз демонстрирует свою полезность, нужность режиму, свою способность взять под церковный контроль какие-то очаги гражданского общества, вроде бы не очень подконтрольные власти, держать их в каких-то определенных рамках. А церковный контроль в нынешних условиях, если мы говорим о Московской Патриархии - это и политический контроль в том числе.

- Но зачем патриарху понадобились такие - достаточно резкие, с точки зрения консервативного крыла верующих - движения? Он относительно молод, избран пожизненно.

- Я думаю, что это нужно для установления неких правильных отношений с кремлевским руководством, с властью. Для того, чтобы патриархия была востребована не просто в качестве служанки, некоей вспомогательной силы режима - но и в качестве самостоятельной политической силы, контролирующей определенные субкультуры, со стороны которых власть чувствует некоторую опасность. Налицо некая игра на повышение своей политической значимости, влиятельности. Со временем, если у патриарха, Кураева и прочих миссионеров будут хотя бы какие-то поверхностные успехи на этом поприще, то они смогут сказать власти: "вот, за нами стоят очень серьезные, очень популярные, модные молодежные объединения, которые вы в Кремле не контролируете, а мы в церкви их контролируем". Проверить истинность этого тезиса очень сложно, но у страха глаза велики. В случае какой-то социально-политической дестабилизации, власть будет очень бояться этих субкультур. А церковь будет вести некий торг с властью - говоря о том, что она контролирует субкультуры, которые, в случае каких-то противоречий, выступят на стороне церкви.

- Резюмируя: байкеры "Ночные волки" - это первые сотки новой церковной политической десятины?

- Своего рода, да. В свое время Кирилл – еще митрополит, два года назад - создавал свои собственные "силовые подразделения" в лице Союза православных хоругвеносцев. Для многих было неожиданностью то, что он наградил орденом лидера этого союза Леонида Симоновича Никшича. Думаю, что став патриархом, Кирилл пошел по пути усиления этой социально-силовой опоры, своей базы. Союз православных хоругвеносцев - все-таки мелкая, маргинальная структура; а тут речь идет о том, что опорой патриарха станут мощные, раскрученные молодежные группировки – причем действительно не так чтобы подконтрольные власти. При всех заигрываниях Хирурга, предводителя этих "Ночных волков", с Владимиром Владимировичем Путиным - не думаю, что дисциплина в рядах этой организации столь велика, что можно говорить о реальном подчинении ее Кремлю.

- А о реальном подчинении церкви, даже в отдаленной перспективе – неужели можно?

- А это вещь очень трудно проверяемая. Потому что церковь - точнее, патриарх и его окружение - говорят о некоем духовно-психологическом влиянии, моральном контроле над этой группой. Пойди проверь, насколько она там слушается приказов. Но патриарху достаточно будет представлять факты своего постоянного общения, некоей симпатии со стороны этой субкультуры к таким церковным деятелям, как Кураев, для того, чтобы создавать иллюзию определенного… Не то чтобы контроля, но определенной близости, определенного сотрудничества, взаимодействия. По крайней мере, более успешного, чем имеет место у Кремля с этими группами.
XS
SM
MD
LG