Дмитрию Медведеву, побывавшему сегодня в Бурятии, приготовили специальный расписной трон в буддистском храме. При этом священнослужители отрицают, что провели обряд признания руководителя страны земным воплощением богини Белой Тары, как этого требует традиция буддизма. На церемонии встречи Медведева ламами произошли накладки, отмечает специалист по буддологии.
Дмитрий Медведев стал первым действующим главой Российской Федерации, посетившим Бурятию после долгого перерыва. До него это сделал 16 лет назад Борис Ельцин. Кроме двух градообразующих предприятий – авиационного и локомотиво-вагоноремонтного заводов в Бурятии Дмитрия Медведева ждали в буддистком храме - Иволгинском дацане, расположенном в тихом урочище в 30 километрах от Улан-Удэ.
Как удалось выяснить корреспонденту Радио Свобода, в Иволгинском храме было возведено два трона. На один должен был сесть лидер российских буддистов (Буддийской традиционной сангхи) Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, а второй предназначался президенту России Дмитрию Медведеву. Оба трона были красиво расписаны разными цветами. Другие подробности в Иволгинскомдацане сообщить отказались, как, впрочем, и то, воспользовался ли президент приготовленным сидением. "Я просто не знаю - внутри храма был только президент, его окружение, Хамбо лама Дамба и настоятель", - отметил источник в храме.
Как сообщает сегодня "Независимая газета" со ссылкой на слова настоятеля Иволгинского дацана Дагбы Очирова, ламы готовились признать Дмитрия Медведева земным воплощением семиглазого буддисткого божества - Белой Тары. К приезду президента приготовили не проводившуюся более века церемонию простирания, в ходе которой лама полностью распластывается на земле перед воплощением божества. Для проведения церемонии, впрочем, необходимо было получить согласие самого воплощения божества.
Помощник настоятеля Дагбы Очирова (вначале представившийся Дагбой Очировым, а затем отказавшийся назвать свое настоящее имя) на вопрос корреспондента РС, как прошел обряд, отметил:
- Президент в первый раз посетил Бурятию. И поскольку здесь находится резиденция Хамбо ламы Дамбы, главы буддистов России, все руководство буддистов России встречало его со всеми почестями.
- Как прошел обряд простирания, признания Медведева воплощением Белой Тары?
- Не было. Ерунду говорите. Мы понимаем, что президент - светский глава государства. Кто вам это сказал?
- Дагба Очиров сказал "Независимой газете".
- Ну, я такого не видел.
Дагба Очиров, по словам своего помощника, был очень занят и для комментариев недоступен, равно как и Хамбо лама Дамба Аюшеев.
О желании возродить обряд простирания перед воплощением Белой Тары Пандито Хамбо лама упомянул на проходившей в Санкт-Петербурге декаде буддийской культуры. Но тогда президент на нее не приехал. Рассказывает ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения института Востоковедения РАН, заместитель заведующего кафедрой языков и культур Востока Русской Христианской Гуманитарной академии Татьяна Ермакова:
- Признание воплощения Белой Тары - это не только что возникший сюжет. В Петербурге идея такого обряда уже озвучивалась. Как раз в июне этого года в петербургском дацане была освящена танка (буддистская икона - РС), выполненная в нетрадиционной для буддизма технике мозаики, с изображением Белой Тары.
Глава буддистов России Хамбо лама Дамба Аюшеев приехал на освящение танки Белой Тары в Петербурге. И он напомнил, что была такая традиция, когда представители императорского дома всегда почитались как земные воплощения этого божества, и что в принципе нынешняя власть тоже могла бы быть рассмотрена при определенных обстоятельствах именно в этом качестве.
Есть определенная традиция, она восходит еще к дореволюционным временам, когда Романовы оказывали покровительство буддизму на территории Российской Империи. Кроме того, Россия всегда занимала дипломатичную позицию относительно буддизма в Тибете, Далай-ламы. И поэтому сами буддисты, желая интегрироваться в российский культурный контекст, признавали, что представители царствующего дома Романовых являются земным воплощением этого женского божества. Вначале речь шла о Екатерине Второй, о том, что она является земным воплощением одного из наиболее почитаемых в буддизме Центральной Азии персонажей буддистского пантеона - Белой Тары.
Белая Тара - это женский аспект одного из наиболее чтимых персонажей буддисткого пантеона, который символизирует собой такую добродетель Будды, как чрезвычайное сострадание к живым существам, которым нужно подсказать путь освобождения из колеса новых рождений.
Поэтому посещение президентом буддистского региона, конечно, это событие. Если традиционная сангха России (сообщество буддистов России - РС) полагает возможным осуществление определенного рода ритуальных действий, то может быть засвидетельствовано то, что ныне действующего президента считают воплощением чрезвычайного милосердия и человеколюбия.
Таким довольно нетривиальным, смелым ходом традиционная сангха хочет сделать традиционные буддистские регионы России центрами буддистской культуры уже на более социально широком, светском, я бы сказала, уровне. И это, конечно, тенденция на укрепление отношений с властью.
- Как на практике государей признавали воплощениями Белой Тары? Приходит Екатерина II в храм и происходит обряд?
- Конечно же, нет! Когда православная государыня могла бы посещать буддистский храм и что же она, в Бурятию для этого поехала? Нет, представители буддистского сообщества должны были прибыть к ней и осуществить соответствующие ритуальные действия. Но какие-то внятные исторические свидетельства о том, что именно, какой конкретный ритуал проводился в данном случае, не сохранились.
- Что интересного вы заметили в приеме Медведева бурятскими ламами сегодня?
- Я отсмотрела трансляцию его визита по телевидению. Все показано как-то очень сжато, все заявления очень взвешенны. При этом можно сказать, что церемония толком не была продумана - например, президент не знал, что делать с хаттагом - ритуальным буддистским белым шарфом, который ему вручил Хамбо лама Дамба. Видимо, никто не решился пояснить Медведеву, что шарф нужно надеть на шею, и он так и стоял с ним в руках.
- Как удалось выяснить, в Иволгинском дацане возвели два трона. Один из них - для Медведева. Это просто декорация, либо в него нужно обязательно садиться?
- Вот это удивительно. То есть, трон в храме, конечно, соответствует буддистской традиции. Но это трон ламы, священника, который ведет службу. Это один из аксессуаров храма, куда садится почетный монах. Теоретически, если идти до конца, то и божество может в нем посидеть. Но вот Медведев... Президент, мирянин, оказался бы выше верующих, а это противоречит традиции. При этом Иволгинский дацан - даже не самый древний буддистский храм. Хотя у российских буддистов был большой перерыв в передаче традиций - с 30-х по 90-е годы - буддизма в СССР ведь не было. Не исключено, что теперь буддисты России решили привнести что-то новое в религию, - отметила Татьяна Ермакова.
Между тем, отвечая на вопрос журналистов в Бурятии, действительно ли российские буддисты считают Медведева Медведева воплощением семиглазой Белой Тары, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев заметил:
- Даже некоторым буддистам тяжело объяснить, что руководитель такой страны - это человек, который несет на себе такую ответственность, которая другому будет очень тяжела, и буддисты должны всемерно его поддерживать, отождествляя со своим божеством.
Вне зависимости от божественного статуса президента, его визит в Бурятию, как надеются ламы, принесет определенные плоды. Священнослужители-буддисты появятся в тех частях российской армии, где количество военнослужащих-буддистов составляет 10% и более уже в этом году, - сообщил Хамбо лама Дамба Аюшеев журналистам. Аюшеев отметил, что на встрече с президентом вопросы финансовой поддержки строительства дацанов не затрагивались. Вместо этого глава буддистов поднял тему поддержки животноводства в Бурятии.
Дмитрий Медведев стал первым действующим главой Российской Федерации, посетившим Бурятию после долгого перерыва. До него это сделал 16 лет назад Борис Ельцин. Кроме двух градообразующих предприятий – авиационного и локомотиво-вагоноремонтного заводов в Бурятии Дмитрия Медведева ждали в буддистком храме - Иволгинском дацане, расположенном в тихом урочище в 30 километрах от Улан-Удэ.
Как удалось выяснить корреспонденту Радио Свобода, в Иволгинском храме было возведено два трона. На один должен был сесть лидер российских буддистов (Буддийской традиционной сангхи) Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, а второй предназначался президенту России Дмитрию Медведеву. Оба трона были красиво расписаны разными цветами. Другие подробности в Иволгинском
В Иволгинском храме было возведено два трона. На один должен был сесть лидер российских буддистов, а второй предназначался президенту России Дмитрию Медведеву
Как сообщает сегодня "Независимая газета" со ссылкой на слова настоятеля Иволгинского дацана Дагбы Очирова, ламы готовились признать Дмитрия Медведева земным воплощением семиглазого буддисткого божества - Белой Тары. К приезду президента приготовили не проводившуюся более века церемонию простирания, в ходе которой лама полностью распластывается на земле перед воплощением божества. Для проведения церемонии, впрочем, необходимо было получить согласие самого воплощения божества.
Помощник настоятеля Дагбы Очирова (вначале представившийся Дагбой Очировым, а затем отказавшийся назвать свое настоящее имя) на вопрос корреспондента РС, как прошел обряд, отметил:
- Президент в первый раз посетил Бурятию. И поскольку здесь находится резиденция Хамбо ламы Дамбы, главы буддистов России, все руководство буддистов России встречало его со всеми почестями.
- Как прошел обряд простирания, признания Медведева воплощением Белой Тары?
- Не было. Ерунду говорите. Мы понимаем, что президент - светский глава государства. Кто вам это сказал?
- Дагба Очиров сказал "Независимой газете".
- Ну, я такого не видел.
Дагба Очиров, по словам своего помощника, был очень занят и для комментариев недоступен, равно как и Хамбо лама Дамба Аюшеев.
О желании возродить обряд простирания перед воплощением Белой Тары Пандито Хамбо лама упомянул на проходившей в Санкт-Петербурге декаде буддийской культуры. Но тогда президент на нее не приехал. Рассказывает ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения института Востоковедения РАН, заместитель заведующего кафедрой языков и культур Востока Русской Христианской Гуманитарной академии Татьяна Ермакова:
- Признание воплощения Белой Тары - это не только что возникший сюжет. В Петербурге идея такого обряда уже озвучивалась. Как раз в июне этого года в петербургском дацане была освящена танка (буддистская икона - РС), выполненная в нетрадиционной для буддизма технике мозаики, с изображением Белой Тары.
Глава буддистов России Хамбо лама Дамба Аюшеев приехал на освящение танки Белой Тары в Петербурге. И он напомнил, что была такая традиция, когда представители императорского дома всегда почитались как земные воплощения этого божества, и что в принципе нынешняя власть тоже могла бы быть рассмотрена при определенных обстоятельствах именно в этом качестве.
представители императорского дома всегда почитались как земные воплощения этого божества, и нынешняя власть тоже могла бы быть рассмотрена именно в этом качестве
Есть определенная традиция, она восходит еще к дореволюционным временам, когда Романовы оказывали покровительство буддизму на территории Российской Империи. Кроме того, Россия всегда занимала дипломатичную позицию относительно буддизма в Тибете, Далай-ламы. И поэтому сами буддисты, желая интегрироваться в российский культурный контекст, признавали, что представители царствующего дома Романовых являются земным воплощением этого женского божества. Вначале речь шла о Екатерине Второй, о том, что она является земным воплощением одного из наиболее почитаемых в буддизме Центральной Азии персонажей буддистского пантеона - Белой Тары.
Белая Тара - это женский аспект одного из наиболее чтимых персонажей буддисткого пантеона, который символизирует собой такую добродетель Будды, как чрезвычайное сострадание к живым существам, которым нужно подсказать путь освобождения из колеса новых рождений.
Поэтому посещение президентом буддистского региона, конечно, это событие. Если традиционная сангха России (сообщество буддистов России - РС) полагает возможным осуществление определенного рода ритуальных действий, то может быть засвидетельствовано то, что ныне действующего президента считают воплощением чрезвычайного милосердия и человеколюбия.
Таким довольно нетривиальным, смелым ходом традиционная сангха хочет сделать традиционные буддистские регионы России центрами буддистской культуры уже на более социально широком, светском, я бы сказала, уровне. И это, конечно, тенденция на укрепление отношений с властью.
- Как на практике государей признавали воплощениями Белой Тары? Приходит Екатерина II в храм и происходит обряд?
- Конечно же, нет! Когда православная государыня могла бы посещать буддистский храм и что же она, в Бурятию для этого поехала? Нет, представители буддистского сообщества должны были прибыть к ней и осуществить соответствующие ритуальные действия. Но какие-то внятные исторические свидетельства о том, что именно, какой конкретный ритуал проводился в данном случае, не сохранились.
- Что интересного вы заметили в приеме Медведева бурятскими ламами сегодня?
- Я отсмотрела трансляцию его визита по телевидению. Все показано как-то очень сжато, все заявления очень взвешенны. При этом можно сказать, что церемония толком не была продумана - например, президент не знал, что делать с хаттагом - ритуальным буддистским белым шарфом, который ему вручил Хамбо лама Дамба. Видимо, никто не решился пояснить Медведеву, что шарф нужно надеть на шею, и он так и стоял с ним в руках.
- Как удалось выяснить, в Иволгинском дацане возвели два трона. Один из них - для Медведева. Это просто декорация, либо в него нужно обязательно садиться?
- Вот это удивительно. То есть, трон в храме, конечно, соответствует буддистской традиции. Но это трон ламы, священника, который ведет службу. Это один из аксессуаров храма, куда садится почетный монах. Теоретически, если идти до конца, то и божество может в нем посидеть. Но вот Медведев... Президент, мирянин, оказался бы выше верующих, а это противоречит традиции. При этом Иволгинский дацан - даже не самый древний буддистский храм. Хотя у российских буддистов был большой перерыв в передаче традиций - с 30-х по 90-е годы - буддизма в СССР ведь не было. Не исключено, что теперь буддисты России решили привнести что-то новое в религию, - отметила Татьяна Ермакова.
Между тем, отвечая на вопрос журналистов в Бурятии, действительно ли российские буддисты считают Медведева Медведева воплощением семиглазой Белой Тары, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев заметил:
- Даже некоторым буддистам тяжело объяснить, что руководитель такой страны - это человек, который несет на себе такую ответственность, которая другому будет очень тяжела, и буддисты должны всемерно его поддерживать, отождествляя со своим божеством.
Вне зависимости от божественного статуса президента, его визит в Бурятию, как надеются ламы, принесет определенные плоды. Священнослужители-буддисты появятся в тех частях российской армии, где количество военнослужащих-буддистов составляет 10% и более уже в этом году, - сообщил Хамбо лама Дамба Аюшеев журналистам. Аюшеев отметил, что на встрече с президентом вопросы финансовой поддержки строительства дацанов не затрагивались. Вместо этого глава буддистов поднял тему поддержки животноводства в Бурятии.