Российское авторское общество (РАО), представляющее интересы наследницы Александра Галича Алены Архангельской, оценило сумму ущерба, причиненного публикацией текстов поэта на сайте Ruthenia.ru, в 1 360 000 рублей.
C просьбой отозвать иск против издательства ОГИ к Алене Архангельской обратились самые авторитетные специалисты по истории русской литературы. Ruthenia.ru, интернет-проект "Объединенного гуманитарного издательства" - это международный славистический портал, публикующий специальные статьи и библиографические материалы.
"Ruthenia.ru, будучи совместным образовательным проектом издательства и кафедры русского языка и литературы Тартуского университета, предоставлял возможность размещать свои материалы независимым исследовательским проектам в области гуманитарной русской науки, - рассказывает генеральный директор издательства ОГИ Дмитрий Ицкович. - В рамках одного из проектов были опубликованы тексты Александра Галича. По этому поводу подан иск. Сейчас понятно, что нам предстоит долгая и нескучная история. Но я хочу сказать вот что. Есть актуальное авторское имущество. Например, стихи Маршака или Чуковского до сих пор находятся в актуальном обороте. По ним платятся вполне приличные компенсации наследникам авторского права. А есть вещи, за которые надо бы платить "в другую сторону". Сайт Ruthenia.ru точно не пиратский сайт, а известный уважаемый портал. Есть срок действия авторского права. Слава богу, он не распространяется на Пушкина, на Достоевского и на Толстого, иначе мы бы оказались в ситуации затрудненного доступа. И мир был бы совсем другим. Мы вообще попали как кур в ощип. Мы благотворители. Мы помогаем развиваться культурному проекту, политически очень важному. Он возник в Эстонии, и связывает между собой носителей русской культуры, где бы они ни находились - в Томске или в Нью-Йорке. Этот проект помогает развиваться общественной самодеятельности в рамках независимых социологических проектов. Ну давайте его закроем!"
Дочь Александра Галича Алена Архангельская видит причину конфликта в другом. "К сожалению, мне приходится сталкиваться с этим все время, - сетует она. - Что касается этого "Открытого гуманитарного общества", конфликт можно было бы уладить до того, как Российское авторское общество передало дело в суд. Нужно было обратиться ко мне, заключить со мной договор, передать его в РАО… Я возмущена развязанной грязной клеветой в интернете. Там тексты переданы настолько неточно, они настолько исковерканы, часто вообще не соблюдается авторский стиль. Названия опубликованных текстов, которые я вычитывала, даны из какой-нибудь средней, незначительной строчки. Все это несправедливо и неверно. С этим как-то надо заканчивать. Я иногда разрешаю [публикацию], когда идут сборники песен отца, они идут безгонорарно. Есть же человеческие отношения помимо всего прочего".
Однако когда человеческие отношения не складываются, возникают отношения юридические. О перспективах судебного разбирательства, связанного с поэтическим наследием Александра Галича, Радио Свобода попросила рассказать доктора юридических наук Илью Рассолова:
- Перспективы у этого дела почти нет. Прежде всего потому, что суды в таких случах выносят не совсем адекватные, на мой взгляд, решения. Компенсация будет небольшой. Помимо этого владелец сайта удалил по первому требованию "вредную" информацию. Ответчик будет ссылаться на то, что это была реклама произведения, а сайт не является средством массовой информации.
- Есть какая-то разница в применении авторского права к проектам коммерческим и некоммерческим?
- Закон защищает право автора на произведение в силу его создания. Как только произведение было создано, оно имело закрепление на материальном носителе, было зарегистрировано, а иногда и нет, но авторское право уже в силу создания этого произведения охраняется. Поэтому если произведение или даже идея не является каким-либо открытием, имеющим общечеловеческое и публичное значение, и то, и другое подлежит защите.
- Как определить это общечеловеческое значение? Если наследник не хочет за приемлемую сумму предоставлять произведение для публикации, можно ли его как-то к этому принудить?
- Это самый ключевой вопрос авторского права. Его защита ограничивается 70-летним сроком. В США только сейчас ставится вопрос о сокращении срока защиты, в частности, для научных произведений.
C просьбой отозвать иск против издательства ОГИ к Алене Архангельской обратились самые авторитетные специалисты по истории русской литературы. Ruthenia.ru, интернет-проект "Объединенного гуманитарного издательства" - это международный славистический портал, публикующий специальные статьи и библиографические материалы.
"Ruthenia.ru, будучи совместным образовательным проектом издательства и кафедры русского языка и литературы Тартуского университета, предоставлял возможность размещать свои материалы независимым исследовательским проектам в области гуманитарной русской науки, - рассказывает генеральный директор издательства ОГИ Дмитрий Ицкович. - В рамках одного из проектов были опубликованы тексты Александра Галича. По этому поводу подан иск. Сейчас понятно, что нам предстоит долгая и нескучная история. Но я хочу сказать вот что. Есть актуальное авторское имущество. Например, стихи Маршака или Чуковского до сих пор находятся в актуальном обороте. По ним платятся вполне приличные компенсации наследникам авторского права. А есть вещи, за которые надо бы платить "в другую сторону". Сайт Ruthenia.ru точно не пиратский сайт, а известный уважаемый портал. Есть срок действия авторского права. Слава богу, он не распространяется на Пушкина, на Достоевского и на Толстого, иначе мы бы оказались в ситуации затрудненного доступа. И мир был бы совсем другим. Мы вообще попали как кур в ощип. Мы благотворители. Мы помогаем развиваться культурному проекту, политически очень важному. Он возник в Эстонии, и связывает между собой носителей русской культуры, где бы они ни находились - в Томске или в Нью-Йорке. Этот проект помогает развиваться общественной самодеятельности в рамках независимых социологических проектов. Ну давайте его закроем!"
Дочь Александра Галича Алена Архангельская видит причину конфликта в другом. "К сожалению, мне приходится сталкиваться с этим все время, - сетует она. - Что касается этого "Открытого гуманитарного общества", конфликт можно было бы уладить до того, как Российское авторское общество передало дело в суд. Нужно было обратиться ко мне, заключить со мной договор, передать его в РАО… Я возмущена развязанной грязной клеветой в интернете. Там тексты переданы настолько неточно, они настолько исковерканы, часто вообще не соблюдается авторский стиль. Названия опубликованных текстов, которые я вычитывала, даны из какой-нибудь средней, незначительной строчки. Все это несправедливо и неверно. С этим как-то надо заканчивать. Я иногда разрешаю [публикацию], когда идут сборники песен отца, они идут безгонорарно. Есть же человеческие отношения помимо всего прочего".
Однако когда человеческие отношения не складываются, возникают отношения юридические. О перспективах судебного разбирательства, связанного с поэтическим наследием Александра Галича, Радио Свобода попросила рассказать доктора юридических наук Илью Рассолова:
- Перспективы у этого дела почти нет. Прежде всего потому, что суды в таких случах выносят не совсем адекватные, на мой взгляд, решения. Компенсация будет небольшой. Помимо этого владелец сайта удалил по первому требованию "вредную" информацию. Ответчик будет ссылаться на то, что это была реклама произведения, а сайт не является средством массовой информации.
- Есть какая-то разница в применении авторского права к проектам коммерческим и некоммерческим?
- Закон защищает право автора на произведение в силу его создания. Как только произведение было создано, оно имело закрепление на материальном носителе, было зарегистрировано, а иногда и нет, но авторское право уже в силу создания этого произведения охраняется. Поэтому если произведение или даже идея не является каким-либо открытием, имеющим общечеловеческое и публичное значение, и то, и другое подлежит защите.
- Как определить это общечеловеческое значение? Если наследник не хочет за приемлемую сумму предоставлять произведение для публикации, можно ли его как-то к этому принудить?
- Это самый ключевой вопрос авторского права. Его защита ограничивается 70-летним сроком. В США только сейчас ставится вопрос о сокращении срока защиты, в частности, для научных произведений.