В московском клубе "Сине Фантом" показаны два фильма нового российского документального кино, посвященные философии отношений человека и кинохроники в ХХ веке. Исследование тоталитарного механизма кино и его пропагандистской функции – одна из центральных тем программы.
Автор первого фильма "Взгляды. Феноменология" Дмитрий Сидоров получил за него три фестивальные награды, в том числе две международные, он преподает в Петербуржском университете. Автор фильма "Кто-то, но не ты" Константин Шавловский – дебютант. Фильм Сидорова состоит из огромного количества российской и советской хроники, запечатлевшей толпы людей в моменты царских праздников и советских демонстраций, лица советских вождей, ужасающие эпизоды ленинградской блокады и обвинительных партийных съездов тридцатых. Старая пленка оживляет людей, камера – инструмент бессмертия, но в то же время и орудие насилия, и если люди в начале двадцатого века заинтригованы камерой, то современная питерская толпа на Невском равнодушна к ней. Человек и камера перестали доверять друг к другу, говорит режиссер за кадром.
В фильме Шавловского двенадцать эпизодов, двенадцать немолодых людей просматривают эпизоды документальной советской пропагандистской кинохроники в архивах "Ленфильма". Когда-то все они как герои труда были героями этой хроники, которую показывали перед киносеансами. Авторы выбрали хронику, разыскали ее героев и предложили им встречу с прошлым. Зрители видят только лица героев на фоне звука хроники, немые кадры ее возникают после человеческих реакций.
Если фильм Дмитрия Сидорова несколько демонизирует камеру, делает ее орудием пропаганды и проекцией человеческой жестокости, то фильм Константина Шавловского камеру реабилитирует: под ее взглядом люди раскрываются, доверяют ей, общаются с ней, плачут и смеются. Самое любопытное, что в обоих фильмах действует одна и та же камера, это камера оператора Алишера Амиходжаева, который снял лучшие российские фильмы последних двух лет: "Бумажный солдат", "Все умрут, а я останусь", "Петя по дороге в царствие небесное". И в каждом фильме это оказывался совершенно разный взгляд.
Автор первого фильма "Взгляды. Феноменология" Дмитрий Сидоров получил за него три фестивальные награды, в том числе две международные, он преподает в Петербуржском университете. Автор фильма "Кто-то, но не ты" Константин Шавловский – дебютант. Фильм Сидорова состоит из огромного количества российской и советской хроники, запечатлевшей толпы людей в моменты царских праздников и советских демонстраций, лица советских вождей, ужасающие эпизоды ленинградской блокады и обвинительных партийных съездов тридцатых. Старая пленка оживляет людей, камера – инструмент бессмертия, но в то же время и орудие насилия, и если люди в начале двадцатого века заинтригованы камерой, то современная питерская толпа на Невском равнодушна к ней. Человек и камера перестали доверять друг к другу, говорит режиссер за кадром.
В фильме Шавловского двенадцать эпизодов, двенадцать немолодых людей просматривают эпизоды документальной советской пропагандистской кинохроники в архивах "Ленфильма". Когда-то все они как герои труда были героями этой хроники, которую показывали перед киносеансами. Авторы выбрали хронику, разыскали ее героев и предложили им встречу с прошлым. Зрители видят только лица героев на фоне звука хроники, немые кадры ее возникают после человеческих реакций.
Если фильм Дмитрия Сидорова несколько демонизирует камеру, делает ее орудием пропаганды и проекцией человеческой жестокости, то фильм Константина Шавловского камеру реабилитирует: под ее взглядом люди раскрываются, доверяют ей, общаются с ней, плачут и смеются. Самое любопытное, что в обоих фильмах действует одна и та же камера, это камера оператора Алишера Амиходжаева, который снял лучшие российские фильмы последних двух лет: "Бумажный солдат", "Все умрут, а я останусь", "Петя по дороге в царствие небесное". И в каждом фильме это оказывался совершенно разный взгляд.