Ссылки для упрощенного доступа

Армия настоящая – солдаты бумажные


Как здоровье?
Как здоровье?
В осенний призыв, который начнется 1 октября, ожидается рост числа нарушений закона "О воинской обязанности и военной службе". К такому выводу пришли эксперты из правозащитной ассоциации "Гражданин и армия", анализируя итоги предыдущей, весенней призывной компании.

Нынешней осенью военкоматы планируют отправить на военную службу около 400 тысяч "срочников". Несмотря на демографический спад, из-за которого с каждым годом юношей призывного возраста в России становится все меньше, количество призываемых в ряды вооруженных сил граждан растет.

- Осенью 2007 года было призвано 132 тысячи молодых людей, весной 2008 года – 133 тысячи, осенью 2008-го – 219 тысяч, а весной 2009-го – уже 305 тысяч 560 человек. То есть за год произошел почти троекратный рост. Ожидается, что предстоящий осенний призыв будет еще увеличен – примерно на треть. Точной цифры пока нет, но ожидаемая - порядка 400 тысяч. О весеннем призыве 2009 года могу сказать, что он шел с такими же нарушениями, как и предыдущий, только все усугубилось тем, что призывалось намного больше молодых людей, – напоминает координатор Общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Кривенко.

Наибольшее количество нарушений, выявленных правозащитниками, совершено при ведении личных дел призывников, в ходе медицинского освидетельствования.

- Нарушаются сроки призыва. Не соблюдаются правила заполнения и вручения повестки. Постоянно не укомплектованы призывные комиссии: бывает 2-3 человека, бывает и один. Сплошь и рядом призывают больных ребят. Не обращают внимания ни на какие заболевания: хоть астма, хоть гипертония, хоть язва – все идут в войска. В Москве организована независимая медицинская экспертиза на базе двух больниц – №23 и №4. Но городской призывной комиссией было сказано, что в ходе предыдущего призыва ни один москвич не обратился в эти больницы, чтобы получить заключение независимой экспертизы. Почему она не работает? Во-первых, очень дорогая. Во-вторых, её заключение носит рекомендательный характер. Самое интересное: эта независимая экспертиза не выносит решения. То есть, ты можешь заплатить – а решение не вынесено, и поэтому не имеет никакого смысла, – говорит председатель межрегионального движения "Солдатские матери" Татьяна Кузнецова.

Независимый эксперт, врач-консультант Иван Самарин рассказывает, что медицинские комиссии при военкоматах идут на любые
На бумаге призывники есть, а реальных-то – нет. Эти "бумажные" призывники учитываются военкоматом как мобилизационный резерв, а призвать их нельзя: при любом серьезном обследовании всплывут все эти болячки
хитрости, чтобы признать молодого человека, независимо от состояния его здоровья, годным к воинской службе.

- Ни из одного личного дела призывника, которые я видел, не следует вывода о том, что человек здоров. Проанализировав эти бумаги, в 100 процентах случаев можно говорить, что призыв незаконен. Нарушений масса. Само по себе медицинское освидетельствование призывников в нашей стране насквозь лживое. Идея такова, что каждые два года молодой человек, подросток, должен проходить обследование в поликлинике у подросткового врача, у педиатра и к моменту призыва должно накопиться достаточно данных о том, здоров он или не здоров. На самом деле этого не происходит: молодой человек предстает перед комиссией без результатов обследования, а процедуры диспансерного обследования призывников как таковой у нас просто нет. В самом же военкомате обследовать нельзя. Одно из нарушений: врачи в военкомате берут на себя смелость делать какие-то заключения о состоянии здоровья призывника. При этом врач полностью игнорирует жалобы призывника, записи в медицинских документах и пишет всюду "здоров". У человека может быть несколько заболеваний, а врач, не долго думая, направляет его на обследование по самому легкому. Вот и создается абсурдная, лживая ситуация, когда на бумаге призывники есть, а реальных-то – нет. Эти "бумажные" призывники учитываются военкоматом как мобилизационный резерв, а призвать их нельзя: при любом серьезном обследовании, освидетельствовании всплывут все эти болячки, - констатирует врач-консультатнт Иван Самарин.

Нежелание молодых людей идти в так называемую "реформированную" армию правозащитники объясняют тем, что сокращение срока службы до одного года не избавило воинские части от дедовщины.

- Основной проблемой в войсках продолжает оставаться то, что называется дедовщиной, потому что фактически роль дедов взяли на себя контрактники, которых за это время загоняли насильно в армию. Теперь в частях находятся военнослужащие разного правового типа – из-за этого возникают конфликты. Вторая серьезная проблема: в связи с увеличением количества призывников им не успевают предоставить реальные места в казармах, в военных городках. Из воинских частей поступает информация, что размещение очень скученное, все казарменные нормы, которые в уставах прописаны, сейчас фактически игнорируются, в некоторых частях ребята чуть ли не на полу на матрасах спят. Это чревато проблемами со здоровьем. Неизбежны не только отдельные заболевания, но и массовые эпидемии, – предупреждает Сергей Кривенко.

Военкомовские работники перед предстоящим осенним призывом выражают опасения, смогут ли они справиться с обязанностями по обеспечению кампании. С начала года в военных комиссариатах Москвы сократили почти 50 процентов сотрудников. Речь об этом шла в четверг на расширенной призывной комиссии города.

- В Москве остается один комиссариат, городской. Что будет с остальными комиссариатами, пока до конца не понятно: то ли
Не нарушая законы, план по призыву выполнить совершенно невозможно
переименовываются, то ли ликвидируются… Но есть один положительный момент: в районных комиссариатах (в их обновленном виде) не должно остаться ни одного военного, то есть это теперь будут чисто гражданские учреждения – наравне с ЖЭКом, с милицией, с поликлиникой… У нас же всегда была проблема войти в военный комиссариат: какая-то секретность, заслоны. Теперь, по идее, заслонов не должно быть. Но как реально это будет действовать, не совсем понятно.

При этом обещают выполнить план по призыву, как всегда, досрочно. И – не нарушать законы. Хотя не нарушая законы, план по призыву выполнить совершенно невозможно. Например, непонятно, что будет с повестками: все они подписаны комиссарами районных военкоматов, а с 1 октября эта должность упраздняется. Значит, все повестки, которые разосланы гражданам Москвы и, я так понимаю, всей России, недействительны… – говорит председатель межрегионального движения "Солдатские матери" Татьяна Кузнецова.

Независимые эксперты не исключают также, что срок службы с одного года может быть увеличен до двух или даже до трех. Объяснение этому – провал перехода армии на контракт.
XS
SM
MD
LG