Ссылки для упрощенного доступа

Банки увязли в "плохих" кредитах


Специалисты Moody's ожидают, что к концу года доля просроченных кредитов в России вырастет до 20%
Специалисты Moody's ожидают, что к концу года доля просроченных кредитов в России вырастет до 20%

Доля "проблемных" кредитов в российской банковской системе к концу года может составить около одной пятой от общего их объема, прогнозирует международное рейтинговое агентство Moody's. Некоторые эксперты полагают, что "вторая волна" финансового кризиса в России уже наступила — просто ее не замечают.


В середине года, по оценке агентства, "проблемные" кредиты составляли 11 процентов в общем кредитном портфеле российской банковской системы. Еще какая-то часть была реструктурирована, но в целом к концу года доля плохих долгов возрастет — по прогнозам Moody's, примерно до 20 процентов. Напомним, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) после первого невнесенного платежа относят к проблемной всю сумму задолженности, тогда как по российским стандартам сумма просрочки включает лишь собственно просроченные взносы. Поэтому оценки "плохих долгов" по этим методикам могут отличаться в два-три раза.


По мнению банковского аналитика инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Максима Раскоснова, оценка Moody's в 11 процентов по МСФО уже учитывает основной объем потенциально "проблемных" и не поддающихся реструктуризации кредитов. В том числе, и выданных осенью прошлого года, в самом начале российского кризиса. "Дальнейший рост будет происходить существенно более медленными темпами", — уверен эксперт.


"Мы полагаем, что кредиты, которые выдавались год назад, действительно являются одними из самых рискованных среди всех поколений кредитов корпоративному сегменту, — говорит аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Денис Мухин. — Тем не менее, следует отметить, что процесс реструктуризации происходит постоянно. Кредиты, по которым корпорации не могут расплатиться, могут реструктуризироваться и сейчас. В конечном итоге это оборачивается для банков снижением денежного потока за счет поступлений по таким кредитам. Они и называются неработающими, поскольку не приносят процентного дохода вовсе или приносят значительно меньше, чем по первоначальным условиям".


Точно оценить объем реструктурированных, то есть "отсроченных", кредитов и, соответственно, их долю в общем кредитном портфеле весьма сложно — сама по себе такая реструктуризация неоднородна, напоминает Максим Раскоснов.


"Если это нормальная пролонгация, потому что и банку, и заемщику комфортно сосуществовать — это одна история, — уточняет аналитик ИК "Ренессанс-Капитал". — Другая ситуация, когда заемщик просто физически не может заплатить. Эта вторая, "плохая" реструктуризация в большинстве случаев уже включена в величину неработающих кредитов".


Увеличение доли "проблемных" кредитов в общем кредитном портфеле российских банков негативно отражается на объемах кредитования и ставках по новым кредитам, отмечает Денис Мухин. По словам аналитика ИК "Брокеркредитсервис", из-за высоких рисков банки сейчас по сути не выдают реальному сектору "классических" кредитов, предпочитая кредитованию покупку облигаций. "Но эти процессы затрагивают только заемщиков очень высокого класса, таких как РЖД, МТС, АФК "Система", — указывает эксперт. — Если говорить о среднем или мелком бизнесе, то в этих сегментах с кредитованием пока не очень хорошо".


Впрочем, многие эксперты ожидают, что в 2010 году объем кредитования в России все же пойдет вверх. Так, специалисты

Проблема с качеством активов есть, но называть ли ее кризисом — каждый решает для себя сам
"Брокеркредитсервис" прогнозируют, что в следующем году кредиты корпоративному сектору покажут рост на уровне 7-8 процентов.

В начале недели руководитель одной из российских инвестиционных компаний высказал мнение, что в России из-за проблем банковского сектора уже наступила "вторая волна" финансового кризиса, просто мы ее не замечаем. Впрочем, его коллеги не столь категоричны.


"Действительно, существует проблема, — рассуждает Максим Раскоснов из "Ренессанс-Капитала". — Но она не фатальна с точки зрения выживаемости банковской системы. Принципиальным отличием российской банковской системы от, например, банковской системы Казахстана является значительный объем доступной банкам ликвидности. Соответственно, остроту проблем с оттоком вкладов решает именно политика регуляторов. Эти факты сыграли определяющую роль в успешной борьбе российской банковской системы с кризисом. С точки зрения качества активов, действительно, есть проблема. Я не думаю, что в этой области власти делают что-то весьма значительное. Скорее, это вопрос взаимоотношений отдельных банков с отдельными же заемщиками. В каждом случае эти проблемы решаются либо за столом переговоров, либо в суде. Де-факто власти просто послали банкам сигнал о том, что они готовы предоставить достаточный объем капитала, если это потребуется. Пока банки такого желания не проявляют".

Называть ли падение качества активов (то есть, собственно кредитов, за счет процентов по которым банки и получают прибыль) кризисом — каждый решает для себя сам, отмечает аналитик "Ренессанс-Капитала". "У меня нет желания использовать этот термин относительно этой ситуации", — констатирует он.

XS
SM
MD
LG