Ссылки для упрощенного доступа

Кровь Ингушетии


На родовом кладбище в селении Сурхахи в Ингушетии похоронили Макшарипа Аушева
На родовом кладбище в селении Сурхахи в Ингушетии похоронили Макшарипа Аушева
Утром 25 октября неподалеку от селения Нартан Чегемского района в Кабардино-Балкарии был обстрелян автомобиль одного из лидеров ингушской оппозиции Макшарипа Аушева. Находившийся за рулем Аушев погиб на месте, его пассажирка Таузела Дзейтова, получившая огнестрельные ранения, была госпитализирована.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ рассматривает не менее пяти версий этого покушения.

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на официальном сайте властей Ингушетии в своем обращении заявил, что "это гнусное преступление имеет своей целью дестабилизировать обстановку в республике".

Владимир Кара-Мурза: “Эмнести Интернэшнл” считает, что российские власти обязаны раскрыть убийство Макшарипа Аушева. “Привлечение к ответственности виновных в убийстве Аушева важно для стабильности региона в целом. Власти, в том числе и федеральная власть в Москве, несут ответственность за обеспечение защиты мирных жителей Северного Кавказа”, - сказал дирктор региональной программы по Европе и Центральной Азии международной правозащитной организации “Эмнести Интернэшнл” Николя Дакворт. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что убийство Аушева направлено против руководства республики и лично против него. Напомним, Аушев был убит в воскресенье утром при подъезде к Нальчику, столицы соседней с Ингушетией Кабардино-Балкарии. Неизвестные, предположительно передвигавшиеся на автомобиле ВАЗ-2112 расстреляли из автоматов “Ладу Приора”, в которой находился Макшарип Аушев и Таузела Дзейтова, по данным прессы, двоюродная сестра оппозиционера. Аушев погиб на месте, женщина с тяжелыми ранениями попала в больницу. Непрекращающиеся кровопролития на Кавказе после покушения на Макшарипа Аушева мы обсуждаем с обозревателем “Новой газеты” и радиостанции “Эхо Москвы” Юлией Латыниной. Каковы, по-вашему, причины нового витка напряженности на Северном Кавказе?

Юлия Латынина: Это не новый виток - это убийство Макшарипа, это абсолютно эксклюзивная история. Насколько я понимаю, причины ее заключаются в интервью, которое Макшарип дал телекомпании РЕН-ТВ. Его убили буквально через несколько часов после того, как этот сюжет был показан в программе Марианны Максимовской. В этом сюжете Макшарип говорил о коррупции во время прежнего руководства республики, говорил о том, что они платили боевикам до миллиона долларов в месяц, если я не ошибаюсь. Говорил о том, что они саботируют распоряжения Евкурова, в качестве примера он, кстати, привел судьбу нового министра строительства Руслана Амирханова - это был человек, который никогда не жил в Ингушетии, он всегда жил в России. Его назначил Евкуров именно потому, что он был ни в чем не запятнан и не замешан. И когда Евкуров после покушения лежал в госпитале, в кабинет Амирханова зашли люди и просто его расстреляли. И Макшарип Аушев дал это интервью и буквально через несколько часов он был убит. Так что, когда шел повтор программы “Неделя”, он был уже мертв.

И надо заметить, что это интервью и вообще приезд съемочной группы РЕН-ТВ сопровождался скандальной историей совершенно невероятной, она происходила за 10 дней до интервью. Потому что съемочная группа снимала, как я уже сказала, сюжет о коррупции прежнего руководства, в частности, она снимала дворцы семьи Зязикова в Барсуках – это родовое село Зязиков. Ее начали преследовать. Когда группа зашла в гостиницу, ее попытались похитить. Русланбек Зязиков - это бывший начальник охраны президента Зязикова и, соответственно, его двоюродный брат, просто избил водителя. Съемочной группе удалось дозвониться до Макшарипа. Макшарип пришел, вытащил Стечкина и на глазах Русланбека довез группу до администрации президента, где сняли показания. Там, насколько я понимаю, заведено уголовное дело.
И судя по всему, между Юнус-Беком и Макшарипом были определенные договоренности, которые заключались в том, что Макшарип действовал как таран, он озвучивал то, что президент Евкуров, будучи человеком команды, будучи человеком Кремля, никогда не позволит себе озвучить

То есть такая лихорадочная активность предыдущего руководства клана Зязиковых, которая связана, на мой взгляд, с двумя вещами. Дело в том, насколько я знаю, последние два месяца в Москве решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту хищения при прежнем руководстве республики. Но как решается? Понятно, то решится, то заносят, он не решается. И во-вторых, ходят постоянные слухи об отставке Егелева с поста координатора силовых ведомств Кавказа. Это такая ключевая фигура и ключевое назначение. Дело в том, что если вы помните, когда президент Евкуров лежал в больнице после покушения, то взрывался Назрановский ГУВД, и сразу президент Медведев сделал вещь несколько необъяснимую: он снял тогдашнего министра МВД Ингушетии господина Мериева, причем этот министр до сих пор не назначен, там очень сильно лоббируют назначение прежнего министра господина Медова. И назначил координатором Аркадия Егелева, у которого очень своеобразная репутация на Кавказе. Во-первых, он считается человеком, близким к Кадырову, во-вторых, он считается непосредственным покровителем прежнего главы МВД Ингушетии. То есть в ситуации, когда Егелева увольняют, а на прежнего по фактам хищения возбуждают уголовное дело - это можно быть для прежнего руководства республики вопрос жизни и смерти.

И совершенно очевидно, что Макшарип Аушев в этой ситуации был одной из ключевых фигур, потому что президент республики Евкуров - это воин, это мужчина, он никогда не будет выступать публично, он не считает себя в принципе даже политиком. И судя по всему, между Юнус-Беком и Макшарипом были определенные договоренности, которые заключались в том, что Макшарип действовал как таран, он озвучивал то, что президент Евкуров, будучи человеком команды, будучи человеком Кремля, никогда не позволит себе озвучить.

Владимир Кара-Мурза: Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, лично знала погибшего.

Людмила Алексеева: Макшарип Аушев был (даже страшно говорить “был”), был очень уважаемым и известным общественным деятелем, сознательным общественным деятелем. У него был бизнес, он был независимым от власти и не хотел во власть ни при Зязикове, ни при Евкурове. Он был устроителем этих знаменитых ингушских митингов, когда они протестовали против беззаконий, творившихся при президенте Зязикове. Я с ним познакомилась вскоре после убийства Магомеда Евлоева. Он мне тогда сказал: “Я думал, что я буду первый, Магомед потом. Я ошибся, они раньше убили Евлоева”. То есть этот человек понимал, что его жизнь в опасности. Это не было игрой расстроенных нервов - это было действительно так.

Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG