Ссылки для упрощенного доступа

400 знаменитых ньюйоркцев. Гость “Американского часа” - куратор Сара Генри.





Александр Генис: Как только не отмечали в этом году 400-летие Манхэттена! Лишенный и намека на скромность, Нью-Йорк распустил хвост и праздновал вовсю. Под конец, как прощальный залп салюта, Музей городской истории решил увековечить самых знаменитых ньюйоркцев, собрав 400 - по числу прошедших лет - славных в той или иной области имен. Этот список - уже одним только разнообразием - должен объяснить, почему этот город считает себя интеллектуальной столицей Америки, Нового Света, да и всей планеты. На меньшее ньюйоркцы не согласны.
О том, как составлялся список, кто, как и почему в него вошел - и не вошел - наш корреспондент Ирина Савинова беседует c Сарой Генри, заместителем директора Музея города Нью-Йорк.


Сара Генри: Мы хотели отметить юбилей составлением списка 400 имен людей, сыгравших какую-то роль в истории города. Дело в том, что в конце 19-го века уже существовал список элиты Нью-Йорка. Именно 400 гостей вмещал бальный зал Кэролайн Астор, президента общества избранных.
Наш музей захотел обновить этот список, наделив историю Нью-Йорка современным обликом. И какое же удовольствие мы получили в ходе обсуждения кандидатов. Просматривая списки тех миллионов людей, кто помог сделать Нью-Йорк Нью-Йорком, мы должны были выбрать 400 людей. Мы хотели представить богатую историю города по-новому, рассказав не только о самых знаменитых людях, но и о тех неотмеченных вниманием ньюйоркцах, которые создавали его историю. Приятно было увидеть, что люди не остались равнодушными, а начали широкую дискуссию о том, кто же определяет лицо города.


Ирина Савинова: Ваш список получился очень разнообразным. Что общего между мэром города Ла Гвардия, художником Жан-Мишелем Баскуа, организатором марафона Фредом Либоу и изобретателем лифта Элишей Отисом, первыми женщинами в верховном суде Гинзбург и Сотомайор, звездой нью-йоркской команды “Джетс” Джо Наматом и нобелевским лауреатом драматургом Юджином О'Нилом? Критерии, по которым отбирали кандидатов, кажутся нечеткими...


Сара Генри: И очень свободными. Мы попросили несколько групп ученых и журналистов составить свои списки. Чтобы попасть в них, не нужно было родиться в Нью-Йорке, ведь ньюйоркцы – люди, приехавшие со всего света.
Один из критериев был очень простой – нужно, чтобы главная определяющая кандидата работа была выполнена в Нью-Йорке. Вот мы и хотели, чтобы проект продолжали обсуждать и разрабатывать, чтобы сохранилась его динамика, чтобы его живость и изменчивость отображали сам характер города.


Ирина Савинова: Действительно, чья жизнь лучше проиллюстрирует историю города, чем сами Асторы, четыре Рокфеллера и три Рузвельта. Но вот кардинальный вопрос: почему Нью-Йорк так богат талантами? Он их растит или привлекает?

Сара Генри: Нью-Йорк влечет к себе – взгляните на его историю. Наверное, можно многое объяснить нью-йоркской скученностью и разнообразием. И еще он создает условия для формирования в людях определенных качеств, отличных от других городов. Приведу пример. В “списке четырехсот” значится Горацио Алджер, автор моралистических произведений из жизни уличных мальчишек и бедных молодых людей Нью-Йорка середины 19-го века, поднявшихся со дна общества. Его произведения приобрели популярность, а жизнь перешла в новую стадию: он стал обеспеченным человеком. Город был и темой, и условием его успеха. И это тот самый миф Нью-Йорка, который влечет к нему людей.
В списке много новаторов. И не только в области науки и техники. На церемонию выхода книги в свет был приглашен изобретатель новой формы искусства, хип хопа, Грандмастер Флэш, молодой сравнительно человек.
Город все время меняется и растет, и в нашем списке мы уделили внимание тем, кто физически изменяет его облик: планировщикам, инженерам-строителям, теоретикам градоустройства. Изменчивость природы Нью-Йорка привлекает к нему, приглашает попробовать свои силы и оставить след в его истории.
Хороший пример - Отмар Амманн - инженер-строитель мостов, связавших Манхэттен с другими графствами. Мост Джорджа Вашингтона, мост Трайборо, мост Верразано. Или Уильям Парсонс, дизайнер линии метро. Или инженер линии водоснабжения. Все они помогли создавать город, но работе нет конца – город все время эволюционирует, и это отражено в нашем списке.


Ирина Савинова: Как в списке отражено наше время? Как сюда попадали наши современники?


Сара Генри: В списке 46 имен ныне живущих людей. Я уже упомянула изобретателя стиля хип-хоп, в списке есть рэппер Шон Комбс. Из живущих, но не молодых людей, в списке значится эссеист и историк нравов Нью-Йорка Луи Окинклосс, родившийся в 1917 году.
В списке значатся и неизвестные герои. Сотрудники транспортного управления Фрэнк де Мартини и Пабло Ортес погибли 11-го сентября, помогая выбраться людям из горящих башен Мирового Торгового Центра. В списке есть представители всех эпох, начиная, конечно, с самого Генри Гудзона.

Ирина Савинова: В “списке четырехсот” много афро-американцев. Тут значатся Алвин Эйли, Луис Армстронг, Джеймс Болдуин, Ромэр Бирден, Юби Блейк, Майлс Дэвис, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, Маркус Гарви, Диззи Гиллеспи, Билли Холидей, Малькольм Экс, Чарли Паркер, Коул Портер, Клейтон Пауэлл, Поль Робсон, Артуро Шомбург и другие. Какую роль сыграли афро-американцы в культуре Нью-Йорка?


Сара Генри: Всегда, когда происходит миграция, внутри ли страны или из-за ее пределов, культура получает мощный заряд созидательной энергии.
Самым характерным служит пример большого числа афро-американцев, переехавших в нью-йоркский Гарлем с юга страны в период до и после Первой мировой войны. Эту эпоху назвали “Великой внутренней миграцией”. С ней связано возникновение “Гарлемского ренессанса”, так изменившего культуру Америки. Возникновение новых явлений в культуре связано с новыми людьми. Нью-Йорк притягивает тех, кто хотят начать жизнь заново и по-новому участвовать в жизни мира.


Ирина Савинова: Кто ваш любимый герой из “списка четырехсот”?


Сара Генри: У меня такого нет. Но мне нравятся те, кого героями обычно не называют. Тем не менее, их участие в жизни города ощущается каждый день. Выбрать одного трудно, но первое имя, которое приходит на ум, это топограф Джон Рэндел. У него была неприметная профессия. С 1818 по 1821 год он планировал улицы Нью-Йорка, дюйм за дюймом, ставя на каждом углу маркеры. Таким, как он, не ставят памятников, но сам город служит им монументом.


Ирина Савинова: Жалеете ли Вы, что кто-то не включен в список?


Сара Генри: Мы продолжаем работу и принимаем новые заявки. Будет так интересно работать над новым списком. Список далек от совершенства, приходилось вычеркивать некоторые имена буквально со слезами. Но я в целом довольна. У нас получился вертикальный срез истории.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG