Ссылки для упрощенного доступа

Ленин и его помощники


1917. Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти
1917. Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти
В 1999 г. мой друг Владимир Аверьянов защитил кандидатскую диссертацию по отечественной истории. Полное название диссертации: "Аверьянов Владимир Владимирович. "Финляндские войска" в событиях 1917 года в Петрограде (август-декабрь). Его исследования, к сожалению, до сих пор не очень широко известны даже среди специалистов-историков. И сегодня, конечно, было бы интересней послушать его, а не меня. Но Володя умер 27 сентября. Я много лет близко наблюдал за его кропотливой работой, по мере сил поддерживал и теперь по мере сил постараюсь изложить ее содержание.

2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу младшего брата Михаила Александровича. Тот отказался принять верховную власть и передал ее Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной думы. Решение о форме государственного устройства России – монархия или республика – должно было принять Учредительное собрание. Выборы в Учредительное собрание стали одной из первоочередных задач Временного правительства, но оно ее так и не решило.
Параллельно в стране действовала другая власть – Советы. 1 марта Петроградский совет издал Приказ № 1: "О демократизации армии", – подчинивший Петроградский гарнизон политическому руководству Петросовета.

В результате подобной "демократизации" русская армия в условиях изнурительной войны стала фактически терять единоначалие и, соответственно, управление, деморализовалась. Счет убитых солдатами и матросами офицеров шел на многие сотни. Если прежде для военнослужащих всякая политическая активность была запрещена, то теперь армия и флот стремительно политизировались. Временное правительство отменило смертную казнь, а затем снова восстановило ее на фронте, чем не прибавило себе популярности. В июле большевики предприняли первую попытку свергнуть Временное правительство вооруженной силой. В августе министр-председатель Временного правительства Керенский спровоцировал, а затем подавил так называемый "Корниловский мятеж", после чего окончательно потерял поддержку кадровых военных.

30 августа в письме Центральному комитету РСДРП (б) Ленин впервые отмечает высокую революционную сознательность и боевую готовность "финляндских войск". Речь шла о стоявшей в Таммерфорсе 106-й пехотной дивизии, которой командовал Генерального штаба полковник Свечников.

Михаил Степанович Свечников родился в 1881 г. в семье казачьего офицера в станице Усть-Медведицкой Области Войска Донского. Образование получил в Донском кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище, из училища выпущен в августе 1901 г. хорунжим в 1-ю Забайкальскую казачью батарею. Участвовал в Китайском походе: в декабре 1901 г. русская армия окончательно подавила ихэтуаней в Маньчжурии. Из русско-японской войны он вышел сотником, кавалером четырех орденов: Св. Анны 4-й степени и 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и 2-й степени. В 1908 г. – подъесаул.

В 1911 г. Свечников окончил по 1-му разряду Императорскую Николаевскую военную академию, в мае того же года произведен в капитаны. Он был в числе первых выпускников академии Генштаба – профессиональных военных разведчиков. В 1911–1913 г. отбывал цензовое командование сотней в 1-м Донском казачьем полку, после чего служил в Осовецкой крепости (на территории нынешней Польши): начальником строевого отдела, затем – старшим адъютантом штаба.

Оборона Осовца – практически неизвестный для нас (за исключением специалистов) эпизод отечественной военной истории. Между тем, она была значительно более успешна, чем оборона прославленной Брестской крепости спустя четверть века. Почти год (до 22 августа 1915 г.) русская армия удерживала Осовец, против которого немцы массированно использовали тяжелую и сверхтяжелую осадную артиллерию, а также боевые газы. Гарнизон отвели только в ходе общего стратегического отступления, взорвав все, что нельзя вывезти.

За отличия при исполнении должности начальника штаба Осовецкой крепости Свечников был награжден в 1916 г. орденом Св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием, получил чин подполковника с исчислением стажа с марта 1915 г. С января или начала февраля 1917-го исполнял должность начальника штаба 106-й пехотной дивизии. 2 апреля того же года он стал полковником с исчислением стажа – за отличие – с 27 июля 1915 г.
В том же апреле Свечников лично познакомился с Лениным.

35-летний Генерального штаба полковник, представленный к чину генерал-майора, Георгиевский кавалер, вполне успешный боевой и штабной офицер Свечников едва ли имел основания для серьезного недовольства личной карьерой.
Однако использование казачьих полков в 1905–1907 г. в роли полицейских и даже карателей вызвало недовольство части казачества. На Дону шли демократические сходки, где принимались резолюции протеста. Одним из инициаторов движения выступал, например, подъесаул Филипп Миронов, будущий командующий 2-й конной армии красных.
В феврале 1917 г. земляк Миронова Свечников отказался использовать свой полк для защиты монархии. А спустя полтора месяца, когда Ленин возвращался из эмиграции в Петроград, Свечников, отвечавший за безопасный проезд эмигрантов через Финляндию, спас его от офицерской расправы. В мае Свечников стал членом партии большевиков. И Ленин о нем не забыл.

42-й Отдельный армейский корпус (на правах армии) был развернут на территории Великого княжества Финляндского для отражения возможного германского десанта, для защиты побережья Ботнического залива и подступов к Петрограду. 106-я пехотная дивизия, в отличие от других соединений, неизменно входила в состав корпуса. Два года дивизию готовили как гренадер, то есть как ударные штурмовые части. И солдаты, и офицеры дивизии в 1917 г. поддерживали власть Советов как форму народной демократии, среди них были сторонники и левых эсеров, и большевиков. В августе они выступили против Корнилова. Поскольку войска в Финляндии не участвовали в боевых действиях, они меньше всего подверглись общей дезорганизации, сохраняли нормальное управление. Офицеры в своем большинстве имели боевой опыт.

В сентябре 1917 года войска 42-го армейского корпуса представлялись Ленину, «кажется, единственным, что мы вполне можем иметь в своих руках и что играет серьезную военную роль». И самой боеспособной дивизией корпуса – 106-й пехотной – командовал Свечников, единственный в РСДРП (б), кто окончил Императорскую Николаевскую военную академию, к тому же профессиональный разведчик. Ленин, находившийся в Финляндии на конспиративном положении, встретился с ним во второй половине сентября в Выборге и лично убедился, что "финляндские войска" – реальная сила.

Ленин и Свечников обсудили, помимо боеготовности и настроений в соединениях корпуса, возможности береговых частей Балтфлота и способы переброски войск в Петроград. Свечников указал на ограниченные права в этом отношении и у командиров дивизий, и даже у дивизионных комитетов. Ленин изложил оперативный замысел восстания. Рассмотрели проблемы взаимодействия родов войск: флота, пехоты, артиллерии и пулеметных команд. Свечников должен был согласовывать свои действия с председателем Гельсингфорсского Совета Шейнманом, а в экстренном случае – со Смилгой, председателем Облфинкома – исполкома Советов Финляндии.

В руководстве большевиков не было единства по поводу захвата власти. Некоторые члены ЦК отстаивали парламентские позиции, выступали сторонниками сотрудничества на широкой демократической основе, ведения политической борьбы методами западной социал-демократии. Большинство ЦК склонялось к переходу власти в руки Советов и многопартийной демократии на базе социализма. Ленин упорно настаивал на вооруженном восстании.

В сентябре и октябре он настойчиво разрабатывал концепцию восстания, формировал его оперативный план. Однако Ленин оставался в подполье, его идеи не получали широкого распространения в партии, их критиковали в Центральном комитете.

Совещание членов ЦК в Петрограде в ночь с 10 на 11 октября по настоянию Ленина приняло принципиальное решение о захвате власти. Но по тактике переворота сохранялись острые разногласия. Председатель Петросовета Троцкий утверждал, что восстание должно начаться с санкции предстоящего II съезда Советов, а основной ударной силой считал солдат Петроградского гарнизона, надеясь на их антиправительственные настроения. Он упорствовал на союзе с левыми эсерами: их голоса дали бы большевикам перевес на съезде. Однако партия социалистов-революционеров выступала категорически против развязывания гражданской войны, поэтому Троцкий и предложил тактику мирного, бескровного переворота.

В результате дискуссии ЦК большевиков принял план Троцкого как основной, а "последний и решительный" Ленина – как запасной.

19 октября в газете "Известия Гельсинфоргсского Совета депутатов армии, флота и рабочих" (№ 179) появилась статья Свечникова с призывом к свержению Временного правительства. Тем самым он сообщал Ленину и его сторонникам, что в Финляндии все готово.

Реализация плана Троцкого началась 21 октября. Ленин не принимал в ней непосредственного участия, более того – получал далеко не полную информацию о ходе событий.
За три дня комиссары большевиков взяли под контроль важнейшие объекты города: телеграф, телефонную станцию, Петропавловскую крепость, штаб Петроградского военного округа, – а также полки гарнизона. В качестве вспомогательной силы Троцкий использовал красногвардейцев, но из-за их малой боеспособности им доверяли почти исключительно охрану и патрулирование.
Ленин прибыл в Смольный поздним вечером 24 октября и сразу начал вводить в действие свой план – собственно вооруженного восстания. Около 24 часов Свердлов дал в Финляндию телеграмму: "Гельсингфорс. Смилга. Высылай устав. Свердлов".

Той же ночью министр-председатель Временного правительства Керенский тайно выехал из Петрограда для сбора подкреплений, поскольку петроградский гарнизон все больше склонялся к нейтралитету, не желая участвовать в начинавшейся гражданской войне.
В Финляндии грузились в эшелоны отряд 106-й пехотной дивизии и матросы береговых частей Балтфлота. Руководили погрузкой временно исполняющий должность начальника дивизии Свечников и председатель дивизионного комитета Пискунов. К 6 часам утра погрузка была закончена.
В 10 часов утра 25 октября Ленин обратился с воззванием "К гражданам России", заявляя, что Временное правительство низложено. Он хотел поставить открывающийся II съезд Советов перед фактом. Однако факт еще не состоялся: Временное правительство заседало в Зимнем дворце.
В 12.50 Свечников и Пискунов дали телеграмму в Смольный: "Вся 106-я пехотная дивизия во главе с командным составом готова во всякое время выступить на защиту Советов и стоять на страже демократии. Начдив 106-й полковник Свечников. Председатель дивизионного комитета Пискунов". Телеграмма означала, что эшелоны идут в Петроград.

Почти одновременно для координации действий Свечников направил в столицу выборного помощника командира 422-го Колпинского полка подпоручика Здоровцева, члена РСДРП (б) с 1909 г. В его задачу также входило в любом случае удержать район Финляндского вокзала до подхода эшелонов.

Вечером 25 октября в Петроград прибыли матросы из Кронштадта. Это воодушевило восставших, и около 18.30 красногвардейцы впервые пытались атаковать Зимний дворец.
Дворец защищали юнкера – профессиональные военные – и женский ударный батальон. Юнкера контратаковали, и первый штурм отбили без труда. Энтузиазма у наступавших существенно убавилось.
Эшелон 106-й дивизии в это время подходил к Сестрорецку, до Финляндского вокзала оставалось немногим более часа. И несколько часов – до открытия съезда Советов.
Временное правительство отказалось вступать в переговоры с мятежниками.

Член ПК РСДРП (б) Подвойский вспоминал поздней: к ним – руководству Военно-революционного комитета – «весь вечер /…/ поступали записки от Владимира Ильича, требовавшего скорейшего взятия Зимнего».
Через два часа попытку ворваться в Зимний повторили. И снова неудача. Ленин торопил членов Военно-революционного комитета, пригрозил его председателю Подвойскому расстрелом.
Один из руководящей тройки ВРК – Григорий Чудновский – отправился в Зимний дворец с новым ультиматумом. Судьба ультиматума неизвестна, но в результате агитации Чудновского, видимо, часть юнкеров покинули дворец между 21 и 23 часами.
В 22.40 открылся съезд Советов.
А Временное правительство – существовало. Более того, до 23.00 оно имело телеграфную связь со Ставкой Верховного Главнокомандования. Его все еще поддерживали большинство фронтов, военное руководство.

Процитирую Сталина. На 50-летии Ленина он сообщил: "И, несмотря на все требования Ильича, мы его не послушались, пошли дальше по пути укрепления Советов и довели дело до съезда Советов, до успешного восстания". Иными словами, во-первых, очевидно, что вечером 25 октября 1917 г. Сталин был троцкист, сторонник захвата власти по решению съезда Советов. А во-вторых, процитирую Аверьянова: "Здесь – двойственность позиции Сталина, которая уже в 20-х годах превратилась для историков и мемуаристов в жесткий политический тупик – переворот и восстание для Генерального секретаря ЦК ВКП (б) одно и то же. И впоследствии в "Кратком курсе" он представил их точно таким же образом".


В одиннадцать ночи начался третий штурм Зимнего дворца. Теперь в рядах наступающих шли кронштадтские матросы. Но и эту атаку юнкера отбили. Их к тому времени оставалось в Зимнем меньше тысячи. Тем не менее, их готовили как кадровых офицеров, а матросы-балтийцы не имели опыта сухопутного боя.

Когда открылся съезд, эшелон «финляндских войск» находился в 5 или 10 верстах от Парголова.
Через час они были в Питере и прямо с Финляндского вокзала маршевым порядком направились к Зимнему дворцу. Разгрузка и движение колонн происходили достаточно быстро.
Около 0.30 26 октября роты 106-й пехотной дивизии – 450 человек – вышли к Дворцовой площади. Атаку без них не начинали.
Не позже чем через четверть часа после рассредоточения в районе Дворцовой площади солдаты и офицеры 106-й дивизии пошли на штурм и нанесли удар юнкерам в левый фланг, со стороны набережной. В начале второго часа ночи они ворвались во дворец, тесня заслоны юнкеров. За ними – со стороны площади – атаковали матросы, солдаты гарнизона, красногвардейцы. В 2 часа ночи Временное правительство было арестовано.

Первое заседание съезда Советов началось с прений по вопросу о полномочиях съезда. Меньшевики и правые эсеры, бундовцы и другие, огласили декларации протеста «против военного заговора и захвата власти», после чего покинули съезд. В 2 ч 40 мин был объявлен перерыв. В 3 ч 10 мин заседание возобновилось. Овацией встретили сообщение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства. В 5 ч утра съезд принял написанное Лениным и зачитанное Луначарским обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам!" В нем говорилось, что съезд берет власть в свои руки, а на местах вся власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок.
Теперь большевикам нужно было удержать власть.

Бежавший из столицы Керенский сутками раньше – в 2 ч 20 мин 25 октября – приказал главкому Северного фронта Черемисову перебросить 5-ю казачью дивизию и другие казачьи части, дислоцированные в Финляндии, в распоряжение Главного начальника Петроградского военного округа полковника Полковникова.
Однако еще 23–24 октября части 106-й пехотной дивизии взяли под контроль железные дороги петроградского направления. Дислоцированные в Финляндии казачьи соединения и части не могли выполнить приказ Керенского.
Следующей телеграммой почти сразу же Керенский потребовал от Черемисова двинуть на Петроград все полки 1-й Донской казачьей дивизии (с артиллерией). Она входила в состав 3-го конного корпуса под командованием генерала Краснова.
Днем 26 октября Краснов без боя взял Гатчино, 28-го – Царское Село. Гатчинский и царскосельский гарнизоны оставались нейтральными.
Судьба революции и контрреволюции (противники именовали контрреволюционерами друг друга) висела на волоске. Петроградский гарнизон тоже не хотел воевать ни за тех, ни за других, матросы и красногвардейцы не могли противостоять в бою войскам Временного правительства.
Вечером 28 октября на Финляндском вокзале высадился полуторабатальонный отряд (примерно 1500 штыков) 422-го Колпинского полка 106-й пехотной дивизии. Командовал отрядом бывший помощник командира полка по строевой части капитан Коппе, кадровый офицер, участник русско-японской войны, примыкавший к левым эсерам. К ночи 29 октября "финляндцы" прибыли под Пулково. В бой они не вступали, однако самым существенным образом повлияли на развитие ситуации. Среди прочего, на Краснова удручающе подействовал вид офицерских погон в рядах противника. Утром 1 ноября нарком Дыбенко от имени советского правительства подписал с Красновым перемирие.

До конца 1917 г. большевики использовали подразделения 106-й пехотной дивизии для утверждения советской власти на юге России, в частности против Каледина. Дивизия была расформирована вместе с остальными русскими войсками в Финляндии после провозглашения ее независимости.
Бывший Генерального штаба полковник Свечников в начале 1918 г. фактически командовал Красной гвардией в финской гражданской войне. Во время гражданской войны в России занимал командные должности на разных фронтах. У меня нет документальных оснований утверждать, что после он служил по главной специальности – как разведчик, но помощником военного атташе в Иране он был. Известно, что Свечников преподавал военную историю в Академии им. Фрунзе, в 1935 г. был аттестован как комбриг. Написал воспоминания об Осовце, гражданской войне в Финляндии и на Северном Кавказе, пособие по тактике конницы. И не написал о "финляндских войсках". 31 декабря 1937 г. его арестовали. 20 августа 1938 г. расстрельный список, в котором значился Свечников, подписали Сталин и Молотов. 26 августа 1938 г. по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Свечникова к высшей мере наказания, в тот же день он был расстрелян и захоронен на Коммунарке. Реабилитирован той же коллегией того же суда 8 декабря 1956 г.


На опыт Французской революции большевики ориентировались как на образец. Ленин меньше всех боялся гражданской войны и упорно шел к ней с 1914 г.
В октябре 1917 г. у него еще не было "вооруженного отряда партии" – ЧК. Но у него были отряды 106-й пехотной дивизии полковника Свечникова.

Теме событий октября 1917 года был посвящен эфир программы "Время гостей" с Михаилом Соколовым.
XS
SM
MD
LG