Ссылки для упрощенного доступа

Кому быть с "НОСом"?


Жюри литературной премии "НОС"
Жюри литературной премии "НОС"
На третьей Красноярской ярмарке книжной культуры объявлен шорт-лист новой литературной премии "НОС". Премия основана в год 200-летия со дня рождения Гоголя. Основатели премии расшифровывают ее название и как "новая словесность", и как "новая социальность".

Глава жюри премии "НОС", известный социолог Алексей Левинсон объясняет, как устроители понимают социальность в литературе:

- Есть такое представление: литература отражает жизнь. Мы исходили из совершенно другого представления и специально говорили не о литературе, а о словесности - как о явлении, как об институте более широком, чем литература. Это явление включает литературу, включает и критику, и читателя, и издателя; но для нас словесность - все перечисленное плюс тот социальный эффект, который словесность порождает в обществе. В этом смысле литература социальна.

- А что такое социальность в этом преломлении?
Тексты, которые мы прочли, ставят вопросы: человек и жестокость, человек и насилие, человек и его родина, идентичность таких якобы природных вещей, как пол, возраст...

- Те аспекты, которые для сегодняшнего общества проблематичны. По-другому говоря - то, во что это общество тыкается и не находит решения. Об этом же говорит и литература. Проблемы будущего, проблемы рамок человеческого действия, проблемы человеческого – все это сейчас под вопросом. Я не хочу сказать, что это плохо. Литература, по крайней мере, указывает нам на то, что эти вопросы не решены. Тексты, которые мы прочли, ставят вопросы: человек и жестокость, человек и насилие, человек и его родина, идентичность таких якобы природных вещей, как пол, возраст... Эти вопросы не решены, но они поставлены.

Короткий список премии, в соответствии с гоголевской традицией, наполовину составляют литературные мистификации и фантасмагории. Это псевдобиография воображаемого президента России Романа Арбитмана (пишет под псевдонимом Лев Гурский), псевдобиографическая повесть "Люди в голом" Александра Аствацатурова, сборник "Сказки не про людей" известного питерского филолога и критика Андрея Степанова, архитектурная мистификация "Тайная жизнь петербургский памятников" Сергея Носова и "ирландский" роман Лены Элтанг "Каменные клены" - самая эстетская из книг шорт-листа. В крайнем противоречии с нею - документальный труд ростовского историка Татьяны Бочаровой "Новочеркасск: кровавый полдень", посвященный расстрелу рабочей демонстрации 1962 года.

- Тексты, которые мы выбрали для шорт-листа, образуют своего рода дугу, - объясняет выбор жюри один из его членов, литературовед Марк Липовецкий. - Действительно, с одной стороны - Бочарова с почти наивной верой в то, что можно воссоздать травму и тем самым ее преодолеть с помощью документов, с помощью устных историй. Этот, казалось бы, простодушный метод создает неожиданный художественный эффект, который мы все почувствовали. С другой стороны - Элтанг, которая моделирует почти аутистское существование; очень герметичная вещь - которая, безусловно, существует в том самом социальном контексте, о котором говорил Алексей Левинсон. Не фантастический, но безусловно воображаемый мир, который так плотно и так убедительно населен, что превращается в ответ на социальный опыт: "этот опыт я не могу принять ни в коем случае". А между этими крайностями у нас есть человек, который, так сказать, разбирается с собой в форме антикоммуникационного антиромана. Есть ироническая утопия про интеллигента на посту президента - которая, по сути дела, ставит вопрос о том, почему это не только не произошло, но и не могло произойти в принципе. Сам разрыв между биографией второго президента России Романа Арбитмана и биографией второго президента России, которого мы все хорошо знаем, - это и есть важнейший социальный эффект. Мы действительно постарались выстроить некоторую полифонию социальных реакций.
XS
SM
MD
LG