Ссылки для упрощенного доступа

Почему президенту аплодируют бюрократы


Дмитрий Медведев выступает со своим вторым посланием к Федеральному Собранию.
Дмитрий Медведев выступает со своим вторым посланием к Федеральному Собранию.
Президент России сегодня выступает с ежегодным посланием Федеральному Собранию. О своих первых впечатлениях от его речи в интервью Радио Свобода рассказал политолог Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра "Панорама".

- Президентское послание с самых своих первых строк выглядит очень социальным. В отличие от прошлогоднего, которое имело довольно громкое и скандальное начало - по поводу международных событий и роли в них России (имею в виду конфликт с Грузией и экономический кризис). Почему сегодня именно социальные проблемы поставлены на первое место?

- Дело в том, что социальные проблемы в России вечны, и, боюсь, так будет еще долго. В прошлом году социальная ситуация была не лучше, но главным событием года была скоротечная российско-грузинская война, и это было естественно – начать с нее. Слава богу, в этом году таких событий, как война, не было…

- То есть, вы считаете, что социальность нынешнего послания обусловлена лишь несколько изменившейся международной обстановкой?

- Да.

- Что-то из уже сказанного президентом Медведевым привлекло ваше внимание?

- Я бы выделил буквально две фразы в самом начале – об умной политике, умной экономике и так далее, которые нам Медведев обещает в будущем и которых, видимо, исходя из этих слов, не было все предыдущие годы, включая, в общем-то, уже некоторый срок правления самого Медведева. В общем, это такая критика в адрес предшественника. Но это было буквально две фразы. А все остальное, в том числе социально-экономическая часть – это смесь благих пожеланий. И малообоснованных обещаний, честно говоря.

- Мне кажется, что в послании президента много конкретных поручений. Не каких-то общих установок, чего нужно добиться, а именно конкретных поручений. У меня верное впечатление возникло?
Конкретное поручение: перестать сжигать попутный газ. Но я это слышу со времен Брежнева

- Ну да, было, например, конкретное поручение: перестать сжигать попутный газ. Но я это слышу со времен Брежнева. Может, про попутный газ говорилось и до Брежнева – просто я тогда еще не родился. Эти конкретные поручения из той серии, которые давали Брежнев, Черненко, Горбачев, Ельцин, Путин. Вот теперь Медведев их точно так же конкретно дает: снизить и уничтожить вообще явления сжигания попутного газа. И все остальные прозвучавшие сегодня поручения – такие же, – считает Владимир Прибыловский.

А вот впечатления политического обозревателя РС Михаила Соколова от первого часа оглашения президентского послания:

- К моменту, когда Дмитрий Медведев дошел до перемен в обществе, как он это назвал, уже было кое-что интересное. Все-таки президент дал диагноз проклятому прошлому, сказав, что в условиях закрытого тоталитарного общества СССР, индустриально-сырьевой гигант, не мог выдержать конкуренции с постиндустриальными обществами. Опять же Медведев цитировал – в отличие от Владимира Путина – известного экономиста Василия Леонтьева, а не консервативного философа Ивана Ильина. Медведевым обещана модернизация, основанная на ценностях института демократии, и блистающая умами современная Россия.
За час речи я не услышал главной вещи: про модернизацию, которая не была бы догоняющей, как в России петровской или сталинской, а была бы опережающей, как в России Александра Второго или Столыпина

Но дальше пошло перечисление проблем и обещания всё улучшить. Водородное топливо, космические отрасли, телекоммуникации, качественные медпрепараты, высокие пенсии, энергосберегающие лампочки, счетчики воды, широкополосный доступ в Интернете, цифровое телевидение... Все это замечательно, но в основном это технологические вещи: купил лицензию - построил завод - разрулил проблему, а потом все это устареет так же, как устарел ВАЗ или бригадный метод в СССР.

За час речи я не услышал главной вещи: про модернизацию, которая не была бы догоняющей, как в России петровской или сталинской, а была бы опережающей, как в России Александра Второго или Столыпина. Не услышал о технологии постепенного освобождения человека и общества.

Когда Медведев говорил об изменениях в обществе, о школе, например, принципиально нового все-таки он не сказал. И что заметно: президент метал бисер своих идей в зал, ему хлопали бюрократы, олигархи, коррупционеры, создавшие ту самую Россию, которую Медведев на словах отвергает. Но слова им, как мне кажется, не страшны. Этому слою угрожают лишь дела, а пока их нет.

Интересно, что будет дальше. Что скажет Медведев и что в ответ на его слова скажет 21 ноября в Петербурге Владимир Путин на съезде своей партии. И самое главное: что премьер сделает – президентские указания ему сегодня были даны.
XS
SM
MD
LG