Ссылки для упрощенного доступа

Как Болгария избавилась от страха


Времена Брежнева и Живкова остались далеко позади. София, 1971 год.
Времена Брежнева и Живкова остались далеко позади. София, 1971 год.
Радио Свобода продолжает цикл интервью, репортажей и социологических зарисовок, посвященных 20-летию падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. Сегодня – рассказ о жизни и трансформации мировоззрения Стефана Савова, одного из самых активных молодых участников демократической революции в Болгарии, начавшейся осенью 1989 года.

За двадцать лет Стефан Савов перепробовал все: побывал на всех демократических митингах, участвовал в создании партии, работал в Футбольном союзе, был дипломатом в Париже и советником министра культуры, открыл и закрыл собственный бизнес, разочаровался в национальной политике и нашел себя в роли европейского функционера. Сегодня Стефану 42 года, он директор Европейско-Болгарского культурного центра в Софии. Он смеется, когда у него спрашивают, почему он так часто менял работу. Многие видят в этом знак нестабильности, но только не он:

- Мне непонятно, как можно проработать всю жизнь на одном и том же месте. Это же сплошная инерция! Ведь когда говорят, что свержение коммунизма дало нам возможность передвигаться, это не надо воспринимать только в буквальном, туристическом смысле. Интересы свои я не меняю, как был специалистом в сфере международных отношений, так и остался. Где бы я ни работал, я всюду занимаюсь международными делами, меняю только место работы.

Стефан Савов окончил болгарский Институт международных отношений. Первые три года учебы прошли во времена Тодора Живкова, последние два пришлись на самое начало демократических перемен в стране. Тогда студенческие забастовки привели к свержению коммунистического президента и премьер-министра от коммунистической партии, наспех переименованной в социалистическую. Стефан Савов участвовал в этих забастовках и до сих пор хранит в ящике письменного стола свой студенческий пропуск №4. По этому пропуску в 1990 году можно было войти в захваченный студентами университет.
Когда я пришел в реальную политику, мне показалось, что мировоззрение социал-демократов не так уж далеко от той системы, в которой мы жили и с которой боролись

Двадцать лет спустя он расценивает эту общественную активность так же, как и тогда, – это было время, когда, по его выражению, "болгары выдавливали из себя раба":

- До крушения Берлинской стены мы испытывали страх перед властью. Мы в институте, например, знали, что уже в начале четвертого курса агенты госбезопасности начнут нас вербовать, и многие этого очень боялись. К великому счастью, начало четвертого курса пришлось на осень 1989 года. Потом я не раз спрашивал себя – как бы я ответил, если бы эти товарищи ко мне пришли? Хочется верить, что все-таки отказал бы. Но знал бы, что в таком случае вряд ли мог бы рассчитывать на карьеру дипломата.

В начале 90-х годов Стефан Савов вступил в самую влиятельную оппозиционную партию, вошедшую в состав Союза демократических сил. Это была Партия социал-демократов. Тогда коммунисты видели в этой партии реальную угрозу для своего существования, так как социал-демократы считались как левыми, так и антикоммунистами. При активном участии Стефана Савова партия даже вступила в Социалистический интернационал. Но он оттуда ушел:

- Тогда у меня были левоцентристские убеждения. Но когда я пришел в реальную политику и столкнулся с молодежной секцией Социалистического интернационала, мне показалось, что мировоззрение социал-демократов не так уж далеко от той системы, в которой мы жили и с которой боролись. И я ушел из партии.

Стефан Савов не расценивает это свое увлечение как неудачный эпизод жизни. Наоборот, он считает, что приобрел опыт и знания, которых ему могло бы не хватить в будущем. А настоящей своей неудачей он считает попытку вернуть к жизни государственную туристическую компанию, ставшую жертвой финансовых пирамид и заложницей так называемых болгарских "кредитных миллионеров" - то есть бизнесменов, наживших состояние на кредитах:

- Прежнее руководство этой компании погрязло в долгах, а кредиторами как раз и были эти "миллионеры". Мы с моим коллегой, который наравне со мной был владельцем фирмы, невесть почему поверили, что и долги вернем, и фирму восстановим. Но чудес не бывает. Ни в одной стране Восточной Европы никто не сумел справиться с этим бандитизмом. Мы еле закрыли бизнес.

Уже четыре года Стефан Савов занимает пост директора Европейско-Болгарского культурного центра в Софии. Говорит, что пока не намерен расставаться с этой работой. Глубоко верит, что, несмотря на все трудности переходного периода, сегодня Болгария - вполне нормальная, хотя и бедная европейская страна, где людям живется без страха.

9 ноября в кинозале его центра был показан фильм "Прощай, Ленин!" Директор считает, что лишь помня, откуда мы вышли, можно справедливо оценить то, что имеем сегодня.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")
XS
SM
MD
LG