24 ноября Большой театр представит премьеру оперы Альбана Берга "Воццек". Режиссер и сценограф - Дмитрий Черняков. Дирижер - Теодор Курентзис.
Большой театр делает все, от него зависящее, чтобы "Воццек" не шел при пустых залах. Сначала собрали журналистов и объясняли, почему опера необходима Большому театру. В любви к сочинению Берга объяснялись Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков.
Теодор Курентзис: Это произведение я люблю, оно мне кажется прекрасным, и поэтому я хочу с ним иметь дело. Второе, мне кажется, очень здорово, что многие русские солисты пройдут через музыку, которую они не пели, через специальный вокальный стиль, который для них может быть новым. Вот эта техника, которая называется "шпрехштимме". Третья причина - мне кажется, это прекрасно, что сама постановка носит характер некого освоения некой территории, мимо которой Россия "пролетела, как фанера над Парижем". И четвертая причина - в этом произведении есть какая-то острота, и она должна дойти до зрителя. И героиней вечера будет партитура Берга, мы только помогаем ей состояться.
Одной пресс-конференцией Большой театр не ограничился - устроил презентацию для зрителей с участием исполнителей главных ролей для зрителей, причем обеспечив свободный вход. Черняков близко к либретто пересказал содержание, а Курентзис прочел лекцию по музыкальной литературе - похоже было на соло для дирижера с пианистом (за фортепиано сидел Александр Праведников). Потом предъявили публике исполнительницу партии Мари, американку Марди Байерс.
Еще Большой театр организовал блог в Живом журнале, специально посвященный грядущей премьере, и оклеил весь город рекламными плакатами. Вопрос: зачем театр тратит на все это столько времени и сил? Затем, что "Воццек" очень сложен для восприятия.
Литературная основа оперы – пьеса Георга Бюхнера. Она написана в 1837 году, в том же году 23-летний Бюхнер умер от "нервной лихорадки". Вроде бы, это пьеса о любви и измене. Но, возможно, потому, что автор был молод и болен, она звучит, как стон, и кажется, что не ревность толкнула Воццека на преступление, а сам мир - грубый, скотский, восставший против маленького страдальца.
Композитор Альбан Берг сохранил текст, музыкально усугубив ощущение кромешной безысходности. Когда слушаешь это произведение, не покидает ощущение, что какой-то изощренный умелец дергает вас за нервы. Музыка как будто специально рассчитана на то, чтобы воздействовать прямо на физиологию, провоцируя ответную истерическую реакцию. Некоторым нравится, некоторым нет. Но оперу много ставят, и работали с ней лучшие режиссеры мирового театра, а в России она шла только в 1927 году.
"Если не мы, то кто?" - вопрошает директор Большого театра Анатолий Иксанов. Но на главные роли приглашены вокалисты из-за рубежа: в очередь с Марди Байерс партию Мари будет исполнять Елена Жидкова (выпускница петербургской консерватории, но поет она по преимуществу за рубежом), а Воццека - артисты из Вены Георг Нигль и Маркус Айхе.
Представляя спектакль, Большой театр приоткрыл завесу тайны, то есть занавес и показал публике декорацию. На черном экране-заднике распахнулось окно, и все увидели дом в разрезе с типовыми квартирами на каждом этаже. Они различаются только цветом и расположением комнат: там, где у одних спальня, у других – гостиная, но мебель совершенно одинаковая. Инкубатор. Образ прочитывается легко. А какое отношение оформление Дмитрия Чернякова имеет к "Воццеку", действие которого происходит в интерьерах иной исторической реальности, можно будет понять, только посмотрев спектакль.
Большой театр делает все, от него зависящее, чтобы "Воццек" не шел при пустых залах. Сначала собрали журналистов и объясняли, почему опера необходима Большому театру. В любви к сочинению Берга объяснялись Теодор Курентзис и Дмитрий Черняков.
Теодор Курентзис: Это произведение я люблю, оно мне кажется прекрасным, и поэтому я хочу с ним иметь дело. Второе, мне кажется, очень здорово, что многие русские солисты пройдут через музыку, которую они не пели, через специальный вокальный стиль, который для них может быть новым. Вот эта техника, которая называется "шпрехштимме". Третья причина - мне кажется, это прекрасно, что сама постановка носит характер некого освоения некой территории, мимо которой Россия "пролетела, как фанера над Парижем". И четвертая причина - в этом произведении есть какая-то острота, и она должна дойти до зрителя. И героиней вечера будет партитура Берга, мы только помогаем ей состояться.
Одной пресс-конференцией Большой театр не ограничился - устроил презентацию для зрителей с участием исполнителей главных ролей для зрителей, причем обеспечив свободный вход. Черняков близко к либретто пересказал содержание, а Курентзис прочел лекцию по музыкальной литературе - похоже было на соло для дирижера с пианистом (за фортепиано сидел Александр Праведников). Потом предъявили публике исполнительницу партии Мари, американку Марди Байерс.
Вопрос: зачем театр тратит на все это столько времени и сил? Затем, что "Воццек" очень сложен для восприятия
Еще Большой театр организовал блог в Живом журнале, специально посвященный грядущей премьере, и оклеил весь город рекламными плакатами. Вопрос: зачем театр тратит на все это столько времени и сил? Затем, что "Воццек" очень сложен для восприятия.
Литературная основа оперы – пьеса Георга Бюхнера. Она написана в 1837 году, в том же году 23-летний Бюхнер умер от "нервной лихорадки". Вроде бы, это пьеса о любви и измене. Но, возможно, потому, что автор был молод и болен, она звучит, как стон, и кажется, что не ревность толкнула Воццека на преступление, а сам мир - грубый, скотский, восставший против маленького страдальца.
Композитор Альбан Берг сохранил текст, музыкально усугубив ощущение кромешной безысходности. Когда слушаешь это произведение, не покидает ощущение, что какой-то изощренный умелец дергает вас за нервы. Музыка как будто специально рассчитана на то, чтобы воздействовать прямо на физиологию, провоцируя ответную истерическую реакцию. Некоторым нравится, некоторым нет. Но оперу много ставят, и работали с ней лучшие режиссеры мирового театра, а в России она шла только в 1927 году.
"Если не мы, то кто?" - вопрошает директор Большого театра Анатолий Иксанов. Но на главные роли приглашены вокалисты из-за рубежа: в очередь с Марди Байерс партию Мари будет исполнять Елена Жидкова (выпускница петербургской консерватории, но поет она по преимуществу за рубежом), а Воццека - артисты из Вены Георг Нигль и Маркус Айхе.
Представляя спектакль, Большой театр приоткрыл завесу тайны, то есть занавес и показал публике декорацию. На черном экране-заднике распахнулось окно, и все увидели дом в разрезе с типовыми квартирами на каждом этаже. Они различаются только цветом и расположением комнат: там, где у одних спальня, у других – гостиная, но мебель совершенно одинаковая. Инкубатор. Образ прочитывается легко. А какое отношение оформление Дмитрия Чернякова имеет к "Воццеку", действие которого происходит в интерьерах иной исторической реальности, можно будет понять, только посмотрев спектакль.