Ссылки для упрощенного доступа

Немцов не намерен дарить миллионы Лужкову


Борис Немцов и его знаменитый доклад.
Борис Немцов и его знаменитый доклад.
В Замоскворецком суде Москвы начались слушания по иску мэра Москвы Юрия Лужкова и правительства города к Борису Немцову и Издательскому дому "Коммерсант". Истцы требуют опровергнуть положения доклада "Лужков. Итоги", в котором мэр Москвы обвиняется в коррупции, и выплатить им 10 миллионов рублей в качестве моральной компенсации.

- Борис Ефимович, вы уже приготовили 10 миллионов рублей? Ведь у Юрия Лужкова в Москве в судах не выигрывают.

- Действительно, Лужков судится по любому поводу - с прессой, с оппозицией. Поскольку судьи у нас не являются в чистом виде независимыми - живут в Москве, сами суды расположены на территории Москвы, Лужков очень активно всем этим пользуется. Я, кстати, весь день провел на процессе и убедился, что судьи находятся в очень сконфуженной ситуации, а представители Лужкова развязно и нагло себя ведут.

- Вы не ответили на вопрос. 10 миллионов рублей приготовили?

- Нет, потому что считаю, что выиграю этот процесс.

- То есть имущество, квартиру, машину, дачу на родственников не переписывали?

- Во-первых, у меня есть только квартира на Малой Ордынке. Дачи нет, и поэтому нечего переписывать. Кроме того, адвокаты мне объяснили: если у меня единственное жилье, я не рискую потерять квартиру. Хотя, наверное, Лужков и вся его бригада очень хотят меня разорить.

- Была версия, что вас использовала в борьбе с Лужковым одна из околокремлевских групп - как таран.
Лужков является неотъемлемой частью федеральной власти, и в плане коррупции он, пожалуй, квинтэссенция путинизма

- Полная глупость. Я абсолютно не общаюсь ни с какими представителями власти, в том числе и власти кремлевской, федеральной. Могу сказать, что в целом Лужков является неотъемлемой частью федеральной власти, и в плане коррупции он, пожалуй, квинтэссенция путинизма. Именно поэтому, по большому счету, власти федеральные готовы его защищать.

- Но называют даже лицо, заинтересованное в смещении Лужкова – вице-премьера Игоря Шувалова, который засветился в ряде московских дел.

- Понимаете, Игорь Шувалов не является у нас серьезным политическим игроком. У нас сегодня только два человека могут хоть как-то влиять на ситуацию – Путин и Медведев. Причем Медведев – младший партнер. Поэтому говорить о том, что Шувалов какую-то роль может играть - это не понимать, что происходит.

- По той же версии деньги на издание доклада давал Анатолий Чубайс или бизнесмены, к нему близкие.

- И это не соответствует действительности. Деньги действительно давали московские предприниматели, связанные со строительством и девелопментом; они просто устали от коррупции, от беспредела, творящегося под руководством Лужкова в Москве. И они решили на свой страх и риск все-таки как-то начинать с этим безобразием и беспределом бороться. Вот это - правда. Кстати, в суде я привел неопровержимые доказательства коррумпированности Лужкова. Речь идет о многочисленных постановлениях в пользу Батуриной и ее компании "Интеко", о совершенно хамской и воровской сделке, когда из бюджета Москвы были выделены деньги для того, чтобы спасти компанию "Интеко" и Батурину от банкротства. Деньги появились на ее счетах, и она сумела расплатиться с российскими банками.

- Выходит, вы не забираете назад слова "коррупционер" и "вор"?

- Не просто не забираю, а в суде я изложил абсолютно внятные и стопроцентно доказанные аргументы, почему я считаю, что Лужков – коррупционер и вор. И должен сказать, что судья очень внимательно все эти аргументы выслушала, а от представителей Лужкова я по этому поводу не услышал ни одного вопроса. Они меня спрашивали, почему социальное расслоение между богатыми и бедными в Москве достигло астрономической цифры – в 42 раза, мы долго говорили про вырубку деревьев в столице и выяснилось, кстати, что вырублено не 3200 деревьев, как я сказал, а существенно больше. Но почему-то ни одного вопроса по поводу того, что Батурина стала долларовым миллиардером, представители Лужкова мне так и не задали.

- Многим кажется, что вы выбрали ложную цель. Ну, кто такой Юрий Лужков по сравнению с Владимиром Путиным?

- Я вам объясню, в чем дело. Дело в том, что Лужков является сердцевиной, основой путинской коррупции. Коррупция в Москве является апофеозом коррупции в России. Недаром Москва - самый коррумпированный город в стране, и это показывают социологические исследования, в том числе исследования фонда "Общественное мнение". И предание суду Лужкова и его жены – это, собственно, борьба не с Лужковым, а с Путиным. Более того, мы с Володей Миловым намереваемся в 2010 году издать доклад "Путин. Итоги", где покажем, кто действительно архитектор этой коррупционной системы, которая на протяжении последних десяти лет укрепляется в России,

- На что вы рассчитывате? Предположим, суд вынесет решение в вашу пользу. Что это изменит?

- Если Замоскворецкий суд и судья Пашкевич вынесут решение в нашу пользу, то это означает, что Лужков и Батурина должны быть преданы уже уголовному суду. Поскольку изложенные в моем докладе "Лужков. Итоги" факты – это факты, которые должны рассматриваться по статьям о коррупции, о воровстве, о злоупотреблении служебным положением. Это все статьи Уголовного кодекса. И рано или поздно такой суд должен произойти, а они должны понести соответствующее наказание. В принципе, когда я рассказывал о деяниях Лужкова, например, мэру города Лондона, он сказал, что "за десятую часть того, что Лужков натворил, я бы пожизненно сидел в тюрьме". Мне понятно, почему Лужков обращает такое внимание на этот процесс. Это не просто защита чести и достоинства. Он отлично понимает: моя победа в суде означает, что рано или поздно он и его жена предстанут перед судом.

- А вы получили какой-то ответ от прокуратуры на ваше обращение?

- Нет. Господин Бастрыкин, как вы знаете, человек абсолютно ангажированный и зависимый от исполнительной власти. Несмотря на то, что все сроки уже исчерпаны, ответа никакого нет. Сейчас Бастрыкин получил запрос от вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского, где говорится: почему до сих пор он не отвечает на обращение - и мое, и моих товарищей?

- А вы с Жириновским свои действия не координируете? Он же тоже судится - или, точнее, Лужков с ним судится.
Властям придется как-то объяснять, как они содействовали Батуриной, придется говорить о фактах коррупции

- Мы с Жириновским общаемся. Собственно, претензии у нас к Лужкову идентичные. И я очень надеюсь, что депутатские запросы, которые он подписал - в том числе и в отношении фактов, изложенных в моем докладе "Лужков. Итоги", - не останутся без ответа. То есть властям придется как-то объяснять, как они содействовали Батуриной, придется говорить о фактах коррупции. Так что мы с Жириновским в контакте, хотя еще несколько лет назад это казалось абсолютно невероятным.

- И на чем вы расстались с адвокатами и судьей?

- На том, что в четверг в два часа заседание будет продолжено. В принципе, выступили уже и представители Лужкова, и адвокаты - мои и "Коммерсанта", мы с Марией-Луизой Тирмастэ тоже выступили. Прений пока еще не было.

- Что ж, тогда до новой встречи. Надеюсь, потом вы нам расскажете о том, как проиграли суд Юрию Лужкову.

- А почему я должен его проиграть?

- Потому что не было еще прецедентов, чтобы районный суд…

- Но надо же когда-нибудь, чтобы он возник. Тот беспредел, который творится в Москве, рано или поздно надо останавливать. И кто-то же должен был это начать.

Подготовлено по материалам программы "Время гостей"
XS
SM
MD
LG