Недавние исследования, проведенные в Турции, выявили: в среднем кассовые сборы любого турецкого фильма, снятого местными студиями, превышают сборы от проката средней иностранной кинокартины примерно в четыре раза. Об истории турецкого кинематографа и о том, насколько успешно он сегодня противостоит экспансии иностранной, в первую очередь, голливудской продукции, рассказывает корреспондент РС в Стамбуле.
Стамбульский район Бейоглу, "турецкое Сохо", символ ночного города. Первый появившийся здесь в начале прошлого века кинотеатр "европейского уровня" носил замысловатое для местных жителей название "Капитоль" и сразу стал одним из лучших в городе. Под звуки рояля здесь крутили немые патриотические ленты, а в перерыве между сеансами прямо в фойе показывали цирковые номера. В шестидесятые годы зрители толпой шли на американские фильмы - приезжали из далеких сел, выстаивали длинные очереди, сидели вплотную друг к другу, упираясь в спины соседей. В знак протеста против аморальных сцен верующие устраивали напротив кинотеатра пикеты, что, впрочем, еще больше подогревало интерес к кино. Рассказывает преподаватель истории культуры в стамбульском лицее Мехмет Каплан:
- В начале пятидесятых Турция сблизилась с Америкой, вступила в НАТО, и в страну потоком пошло американское кино. В те годы на тридцать американских фильмов приходился один отечественный. Как только не боролись с засильем американской продукции! В целях защиты нравственности запрещали фильмы, вырезали слишком откровенные сцены, замазывали обнаженные торсы, удаляли сцены с распитием алкогольных напитков, переводили текст картины так, что до неузнаваемости менялся смысл. Однако национальный турецкий кинематограф не был способен выдержать конкурентную борьбу с американской киноиндустрией.
В семидесятые годы в Турции для производителей отечественных фильмов были введены налоговые льготы. Турецкие киностудии – их появилось около семидесяти - стали штамповать фильмы по американским стандартам. Чего стоили одни названия трагедий и драм: "Огненная рубашка", "Огонь любви", "Сладкая смерть". Бесконечная череда слезливых мелодрам о несчастной любви имела примерно один и тот же финал: главный герой вонзал нож в тело неверной жены, а потом оплакивал ее труп на груди у своей любовницы. Турецких актрис тех лет гримировали под Мэрилин Монро, Риту Хэйворт, Элизабет Тейлор. По словам бывшей актрисы Айнур Тарнак, это было тяжким испытанием:
- Взбивали объемную шапку волос на голове, а талию затягивали неимоверно узкими корсетами. Турецкие фильмы "а ля американо" снимали киностудии "Кемаль фильм", "Мармара фильм", "Сес фильм". Все это выглядело смешно и нелепо. Спасением стало комедийное кино, которое определило развитие нашего кинематографа. Появились фильмы в стиле неореализма, как у Федерико Феллини, снятые на чёрно-белую плёнку. В семидесятые хорошие кассовые сборы делали такие фильмы, как "Дорога" и "Автобус", где все было, как в жизни.
На экранах появились истории о "маленьком смешном человеке в большом городе" - своя классика. Комедийный фильм "Хабабам сыныфы" об учащихся лицея знал наизусть практически каждый турок. Национальные кинокомедии составляют сегодня более сорока процентов проката. Хит последних сезонов, "Реджеп Еведик", посмотрел каждый третий житель Стамбула. Это довольно незамысловатая история о толстом наивном человеке, который пытается найти свое место в жизни. Реджеп, как истинный турок, может приврать, схитрить, однако благороден, наивен и чист внутри. По совету умирающей бабушки он хочет обрести любимую девушку, профессию, популярность и славу...
Кинокритик Кемаль Кюрдель утверждает, что секрет успеха национальной комедии - в патриотизме и национальном юморе:
- Европейское кино малопонятно местному зрителю. Я много раз наблюдал в кинозале, как зрители пожимали плечами и скучали в самых смешных местах. Зато турецкие фильмы находят живой отклик. В минувшем году в Турции сняли замечательную трагикомедию "Безработный мужчина". Это история любви повара-гурмана, владельца ресторана, и скромного дизайнера детской одежды. Фильм о том, как сумасшедшая жизнь мегаполиса вынуждает людей прятаться в скорлупу своего одиночества. Люди спасаются, заводя романы, слушая старые пластинки, увлекаясь вкусной едой…
Чтобы поднять престиж турецкого кино, были организованы национальные кинофестивали, куда в качестве престижных гостей приглашали американских кинематографистов. Жюри фестиваля "Золотой апельсин" в Анталии, который называют "турецким Оскаром", неоднократно возглавлял знаменитый американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Рекордное количество премий имеет Фатих Акын, сын турецких эмигрантов, живущий в Германии, которого турки считают главной гордостью своего кинематографа. Его родители приехали в Германию в шестидесятых. Родившийся в Гамбурге Акин рано ушел из дома, подрабатывал официантом, барменом, диск-жокеем в ночном клубе. "Друзья приходили в гости и приносили пакеты, полные видеокассет, - рассказывал он в одном из своих интервью, - это была единственная возможность не терять связь с турецкой культурой. Пять фильмов подряд — это было нормой. У нас воспалялись глаза, мы плакали над жестокостью и страданиями в этих фильмах". Акын снял нашумевший фильм "Головой об стену" о турках-эмигрантах в Германии, получивший главный приз Берлинского кинофестиваля. Премию в Каннах получила его лента "На краю рая" - история овдовевшего турка-пенсионера, который платит проститутке за то, чтобы она стала его спутницей.
Осенью в Турции начался очередной кинематографический сезон. В прокат вышли около семидесяти турецких фильмов самых разных жанров, что является абсолютным рекордом для национального кинематографа. Критики сейчас сходятся во мнении, что лидером сборов станет турецкий "истерн" "Добрый Запад" - пародия на ковбойские американские фильмы, блистательная и добродушная, где наводят порядок шерифы, грабят поезда бандиты и совершаются подвиги во имя торжества справедливости. "Ученики смеются над своими учителями, когда перерастают их",- так шутят турецкие критики, говоря об успехе отечественных фильмов.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)
Стамбульский район Бейоглу, "турецкое Сохо", символ ночного города. Первый появившийся здесь в начале прошлого века кинотеатр "европейского уровня" носил замысловатое для местных жителей название "Капитоль" и сразу стал одним из лучших в городе. Под звуки рояля здесь крутили немые патриотические ленты, а в перерыве между сеансами прямо в фойе показывали цирковые номера. В шестидесятые годы зрители толпой шли на американские фильмы - приезжали из далеких сел, выстаивали длинные очереди, сидели вплотную друг к другу, упираясь в спины соседей. В знак протеста против аморальных сцен верующие устраивали напротив кинотеатра пикеты, что, впрочем, еще больше подогревало интерес к кино. Рассказывает преподаватель истории культуры в стамбульском лицее Мехмет Каплан:
- В начале пятидесятых Турция сблизилась с Америкой, вступила в НАТО, и в страну потоком пошло американское кино. В те годы на тридцать американских фильмов приходился один отечественный. Как только не боролись с засильем американской продукции! В целях защиты нравственности запрещали фильмы, вырезали слишком откровенные сцены, замазывали обнаженные торсы, удаляли сцены с распитием алкогольных напитков, переводили текст картины так, что до неузнаваемости менялся смысл. Однако национальный турецкий кинематограф не был способен выдержать конкурентную борьбу с американской киноиндустрией.
В семидесятые годы в Турции для производителей отечественных фильмов были введены налоговые льготы. Турецкие киностудии – их появилось около семидесяти - стали штамповать фильмы по американским стандартам. Чего стоили одни названия трагедий и драм: "Огненная рубашка", "Огонь любви", "Сладкая смерть". Бесконечная череда слезливых мелодрам о несчастной любви имела примерно один и тот же финал: главный герой вонзал нож в тело неверной жены, а потом оплакивал ее труп на груди у своей любовницы. Турецких актрис тех лет гримировали под Мэрилин Монро, Риту Хэйворт, Элизабет Тейлор. По словам бывшей актрисы Айнур Тарнак, это было тяжким испытанием:
Взбивали объемную шапку волос на голове, а талию затягивали неимоверно узкими корсетами. Турецкие фильмы "а ля американо" снимали киностудии "Кемаль фильм", "Мармара фильм", "Сес фильм". Все это выглядело смешно и нелепо
- Взбивали объемную шапку волос на голове, а талию затягивали неимоверно узкими корсетами. Турецкие фильмы "а ля американо" снимали киностудии "Кемаль фильм", "Мармара фильм", "Сес фильм". Все это выглядело смешно и нелепо. Спасением стало комедийное кино, которое определило развитие нашего кинематографа. Появились фильмы в стиле неореализма, как у Федерико Феллини, снятые на чёрно-белую плёнку. В семидесятые хорошие кассовые сборы делали такие фильмы, как "Дорога" и "Автобус", где все было, как в жизни.
На экранах появились истории о "маленьком смешном человеке в большом городе" - своя классика. Комедийный фильм "Хабабам сыныфы" об учащихся лицея знал наизусть практически каждый турок. Национальные кинокомедии составляют сегодня более сорока процентов проката. Хит последних сезонов, "Реджеп Еведик", посмотрел каждый третий житель Стамбула. Это довольно незамысловатая история о толстом наивном человеке, который пытается найти свое место в жизни. Реджеп, как истинный турок, может приврать, схитрить, однако благороден, наивен и чист внутри. По совету умирающей бабушки он хочет обрести любимую девушку, профессию, популярность и славу...
Кинокритик Кемаль Кюрдель утверждает, что секрет успеха национальной комедии - в патриотизме и национальном юморе:
- Европейское кино малопонятно местному зрителю. Я много раз наблюдал в кинозале, как зрители пожимали плечами и скучали в самых смешных местах. Зато турецкие фильмы находят живой отклик. В минувшем году в Турции сняли замечательную трагикомедию "Безработный мужчина". Это история любви повара-гурмана, владельца ресторана, и скромного дизайнера детской одежды. Фильм о том, как сумасшедшая жизнь мегаполиса вынуждает людей прятаться в скорлупу своего одиночества. Люди спасаются, заводя романы, слушая старые пластинки, увлекаясь вкусной едой…
Чтобы поднять престиж турецкого кино, были организованы национальные кинофестивали, куда в качестве престижных гостей приглашали американских кинематографистов. Жюри фестиваля "Золотой апельсин" в Анталии, который называют "турецким Оскаром", неоднократно возглавлял знаменитый американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Рекордное количество премий имеет Фатих Акын, сын турецких эмигрантов, живущий в Германии, которого турки считают главной гордостью своего кинематографа. Его родители приехали в Германию в шестидесятых. Родившийся в Гамбурге Акин рано ушел из дома, подрабатывал официантом, барменом, диск-жокеем в ночном клубе. "Друзья приходили в гости и приносили пакеты, полные видеокассет, - рассказывал он в одном из своих интервью, - это была единственная возможность не терять связь с турецкой культурой. Пять фильмов подряд — это было нормой. У нас воспалялись глаза, мы плакали над жестокостью и страданиями в этих фильмах". Акын снял нашумевший фильм "Головой об стену" о турках-эмигрантах в Германии, получивший главный приз Берлинского кинофестиваля. Премию в Каннах получила его лента "На краю рая" - история овдовевшего турка-пенсионера, который платит проститутке за то, чтобы она стала его спутницей.
Осенью в Турции начался очередной кинематографический сезон. В прокат вышли около семидесяти турецких фильмов самых разных жанров, что является абсолютным рекордом для национального кинематографа. Критики сейчас сходятся во мнении, что лидером сборов станет турецкий "истерн" "Добрый Запад" - пародия на ковбойские американские фильмы, блистательная и добродушная, где наводят порядок шерифы, грабят поезда бандиты и совершаются подвиги во имя торжества справедливости. "Ученики смеются над своими учителями, когда перерастают их",- так шутят турецкие критики, говоря об успехе отечественных фильмов.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)