Ссылки для упрощенного доступа

Руководство "Яблока" борется за свою власть


Политолог Александр Кынев
Политолог Александр Кынев

На прошедшем в выходные съезде партия "Яблоко" приняла постановление "О запрете двойного членства", лишившее партийцев права состоять в других общественно-политических организациях. Подоплеку этого решения в эфире РС анализирует политолог Александр Кынев:


— Я бы сказал, что этот запрет наложен не столько "яблочниками" на самих себя, сколько руководством партии на ее рядовых членов. Целей, думаю, здесь может быть две.


Первая — элементарно выслужиться. Потому что при всем своем демократическом прошлом и оставшейся в памяти многих избирателей независимой оппозиционной позиции (и сохранении ее по отдельным вопросам), "Яблоко" на самом деле уже длительное время не проявляет никакой оппозиционности по многим ключевым направлениям. Как, впрочем, и другие политические партии, сохранившиеся в стране. В частности, если мы вспомним московскую кампанию этого года, то "Яблоко" поддерживало лично Лужкова, заявляя, что оно якобы его от кого-то защищает, и даже подавало иски против оппозиционных кандидатов из других списков, в частности, против Хованской из списка "Справедливой России".


"Яблоко" летом 2009 года исключило из Мосгоризбиркома Андрея Бузина — известного правозащитника, известного специалиста по выборам, который был очень неудобен московской власти. Его убрали из Мосгоризбиркома как раз в момент избирательной кампании, потому что он мешал принимать нужные решения. В этом смысле "Яблоко" уже не в первый раз принимает решения, демонстрирующие лояльность и преданность.


Вторая причина не отменяет, а, я думаю, дополняет первую. Она заключается в том, что после выборов в Мосгордуму внутри партии, среди ее авторитетных ключевых членов, наблюдается очень сильное недовольство. Насколько я знаю, перед съездом руководство "Яблока" испытывало очень большие опасения. В Москву для проработки вызывали лидеров региональных отделений. С ними вели душеспасительные беседы, рассказывали всякие ужасы о коварных людях, которые готовят захват партии, и так далее. У меня есть подозрение, что в условиях очевидного недовольства ядра, если угодно, актива, который многие годы был базой партии, есть попытка такими запретами вынудить часть этого актива уйти. Это с одной стороны.

В данном случае руководство "Яблока" борется не за электоральную нишу, а за сохранение собственной власти внутри партии, пытаясь по возможности убрать тех, кто не будет за него голосовать на партийных съездах, и не принять тех, кто будет голосовать за других

С другой стороны, тем самым удастся поставить некий дополнительный заслон угрозе вступления в партию (через какие-то региональные отделения) представителей тех самых общественных структур. Потому что в постановлении съезда поименованы все отличные от "Яблока" общественные оппозиционные организации — и "Солидарность", и "Другая Россия", и "Объединенный гражданский фронт", и РНДС Касьянова. Возможно, есть опасения, что вступление членов этих организаций в "Яблоко" нарушит баланс и дополнительно увеличит долю протестных голосов.


То есть, на мой взгляд, в данном случае руководство "Яблока" борется не за электоральную нишу, а за сохранение собственной власти внутри партии, пытаясь по возможности убрать тех, кто не будет за него голосовать на партийных съездах, и не принять тех, кто будет голосовать за других. Первая тенденция — стремление по возможности продемонстрировать лояльность власти и проявить максимальную жесткость к тем, кто оппозиционен более, чем партия. Вторая — попытка предпринять какие-то шаги для сохранения партийного большинства.


Всё вместе это свидетельствует, что в современных условиях, когда количество партий сокращено до минимума и по сути дела существует очень жесткий перечень разрешенных политических сил, сформированный по принципу "одна партия на каждую условную электоральную нишу", у партии фактически нет нужды реально что-то делать для "своих" избирателей. То есть "Яблоко" уверено, что оно единственная демократическая партия и можно не стесняться — что бы оно ни делало, за него все равно будут голосовать. Будут скрипеть зубами, плеваться, но проголосуют, потому что не за кого больше, у несчастного "демократического" избирателя выбора нет.


Потребности партий хоть как-то ориентироваться на свой базовый электорат, на те ценности, которые он разделяет, полностью атрофируются. Думаю, это самое печальное следствие изменений в нашей избирательной системе. Так, "Яблоко" собирается участвовать в региональных выборах — там, где партию не снимут. Из регионов, где выборы будут в ближайшей перспективе, есть только один, где "Яблоко" в течение последних лет проходило — Калужская область. Это единственный регион, где у "Яблока" есть пусть слабые, но шансы на преодоление барьера. Там есть фракция в законодательном собрании, и есть очень авторитетный в регионе депутат, правозащитник Татьяна Котляр, которая также является членом "Солидарности". И этот лидер списка "Яблока" подпадает под запрет, наложенный съездом.

XS
SM
MD
LG