Александр Генис: Новый Шерлок Холмс уверено занимает второе место в прокате, уступая лишь самому “Аватару”. Выйдя из кинозала, я, как мне кажется, понял – почему. Авторам удалось создать первый боевик 21-го века, соединив лучшие достижения этого жанра. Первый и самый любимый герой массовой культуры 19-го века по пути к экрану вобрал в себя опыт наиболее удачных серий 20-го столетия –“Джеймса Бонда” и “Индианаы Джонса”, чтобы стать любимцем нового – и старого – поколения зрителей. Я думаю, что этот Шерлок Холмс пришел в кино надолго, поэтому нам стоит с ним получше познакомиться.
Нашу беседу о фильме начнет ведущий “Кинообозрения” “Американского часа” Андрей Загданский. Андрей, я предлагаю назвать нашу беседу об этом фильме так: Шерлок Холмс 21-го века.
Андрей Загданский: Отлично, Саша, тем более, что Шерлок Холмс Гая Ричи, действительно, несколько отличается от Шерлока Холмса Конан Дойля 19-го века и Шерлока Холмса 20-го века, к которому мы с вами привыкли. Но ни в коем случае, с моей точки, зрения не в худшую сторону. Холмс, в исполнении Роберта Дауни-младшего, приобрел интенсивность заядлого кулачного бойца, хандру лорда Байрона, чувство юмора Чарли Чаплина и самозабвенную преданность поиску истины, скажем, как у Альберта Эйнштейна. То есть он стал интенсивней. Что он потерял, так это всякое умение играть на скрипке, хотя он не расстается с инструментом и в минуты раздумья щиплет струны, извлекая звуки, абсолютно далекие от какой-либо музыкальности. Его партнер доктор Уотсон, в исполнении Джуда Лоу, приблизительно такой Уотсон, как вы или я себе представляли раньше - он безупречно входит в оболочку этого второго героя, преданного друга, бесстрашного воина, который постоянно подшучивает над своим другом и получает сполна в ответ. Есть в картине и Ирен Адлер - это та самая, что похитила сердце Холмса, а заодно обвела легендарного сыщика вокруг пальца. Роковая любовь Холмса, которую играет актриса Рэйчел Макадамс, хороша в красных платьях и очень хороша в этих красных платьях на фоне грязного индустриального Лондона - мрачного, дождливого метрополиса, где так много преступлений, но только считанные могут заинтересовать великий ум Холмса, остальные слишком просты для великого сыщика, и ими могут заниматься даже полицейские Скотланд-Ярда. Есть в фильме и вторая женщина - Мэри Морстен, которая играет в фильме роль невесты доктора Уотсона. Фильм начинается с замечательного эпизода, в котором Холмс и доктор Уотсон, прокравшись вдвоем в какую-то страшную, темную церковь, где некий сатанический лорд Блэквуд задумал совершить страшное, темное убийство молодой и очень красивой женщины. Наши друзья останавливают преступника, в последнюю секунду на помощь приходит полиция. Лорд Блэквуд схвачен, осужден и даже повешен, к нашему удовольствию. Его смерть засвидетельствовал сам доктор Уотсон. У Холмса начинается депрессия, маята и тоска - его великий ум бездействует, нет ему в мире равного противника. И тут Блэквуд оживает, и фильм начинается заново.
Александр Генис: Интересно, что в этом сюжетном конфликте, достаточно идиотском, речь идет о том, что Шерлок Холмс сражается с предрассудками, с суевериями, с иррациональной сферой, что полностью соответствует образу Шерлока Холмса Конан Дойля. Шерлок Холмс всегда был по эту сторону разума, и он всегда сражался за рассудок против предрассудка. Он - человек просвещения, он - человек викторианской Англии, он - человек пара и электричества, что мы видим без конца. Но мы не должны осуждать сюжет, потому что у Конан Дойля он точно такой же. Например, “Собака Баскервилей” знаменитая, концовка там просто отсутствует, и никто этого не замечает, потому что к тому времени уже мы насладились атмосферой так, что нам уже не важно, чем это все кончится. Важно что? Важны герои. Борхес сказал, что по-настоящему великие герои не нуждаются в своих приключениях, им можно придумать новые приключения. К таким героям он относил Дон Кихота и Санча Пансу и Шерлока Холмса и Уотсона. Чем этот фильм меня подкупил? Тем, что они изумительно играют вместе, они составляют именно что пару, потому что без Уотсона Шерлок Холмс никуда не годится. Есть несколько рассказов, где Шерлок Холмс действует один, и эти рассказы теряют свое обаяние, потому что Шерлок Холмс и Уотсон это правая и лева рука английского общества, скажем так, 19-го века, цивилизации как таковой. Это артист и закон, закон и порядок, это произвол и разум, это все, что делится на два. И в этом фильме на два делятся приключения. Уотсон точно такой же удачный, такой же мачо, такой же могучий ум и человек, как Холмс. Почти такой.
Андрей Загданский: Вот в этом, собственно говоря, принципиальная разница. Уотсон - очень талантливый, очень проницательный, очень смелый, очень ловкий, но все то же самое, что делает Уотсон, Холмс может сделать в два раза лучше и в десять раз быстрее, и в этом заключается абсолютная прелесть картины. Я абсолютно с вами согласен, что не суть важно, что происходит в фильме. Хотелось бы, конечно, чтобы история больше выдерживала наши логические вопросы, которые мы волей-неволей задаем, когда смотрим фильм, но главное это отношение, главное - то, что называется по-английски “chemistry” - химия отношений между Холмсом и Уотсоном. И это в картине сделано, на мой взгляд, безупречно.
Александр Генис: Вы упомянули Джеймса Бонда, и, мне кажется, это очень правильная параллель.
Андрей Загданский: И Байрона.
Александр Генис: Байрон вряд ли будет у нас фигурировать на экране, а вот Джеймса Бонда мы вспомним еще не раз.
Андрей Загданский: Его качеств растасканы в другие фильмы.
Александр Генис: Совершенно верно. Произошло правильное скрещение вот этой техники “Джеймса Бонда”, которая теперь уже кажется смешной, и вот ее перенесли в 19-й век. Это, так называемая, “паровая фантастика”, и вот на этом можно играть без конца. Уже известно, что снимается продолжение этого фильма, и я думаю, что мы все десятилетие будем жить с этой парой и следить за их приключениями. И я первый не пропущу ни одного фильма.
Андрей Загданский: Я – второй.