Ссылки для упрощенного доступа

Афганистан: сначала понять, потом помочь


Три задачи, которые ставит перед собой конференция в Лондоне, экспертам предстваляются непосильными.
Три задачи, которые ставит перед собой конференция в Лондоне, экспертам предстваляются непосильными.
В Лондоне начала работу созванная по инициативе британского премьер-министра Гордона Брауна однодневная международная конференция по Афганистану, цель которой - разработка новой стратегии по умиротворению страны и консолидация международных усилий по скорейшей передаче функций безопасности афганскому правительству и афганской армии.

Лондонская конференция по Афганистану – один из самых представительных международных форумов последних лет. В Лондоне для обсуждения афганских проблем собрались генсек ООН Пан Ги Мун, президент Афганистана Хамид Карзай, главы НАТО и Евросоюза, Всемирного банка, министры иностранных дел стран, входящих в международный военный контингент в Афганистане, и министры соседних с Афганистаном стран. Глава российского МИДа Сергей Лавров встретился накануне открытия конференции со своей американской коллегой Хиллари Клинтон.

У конференции три главных цели. Первая: разработка новой стратегии по умиротворению страны. Предполагается, что на конференции, в частности, будет обсуждаться предложение президента Карзая начать переговоры с талибами с целью их вовлечения в управление страной. Этот план потребует создания солидного финансового фонда для улучшения условий жизни в провинциях, где "Талибан" пользуется поддержкой населения. Комментаторы скептически относятся к этой идее, поскольку лидеры "Талибана" вовсе не изъявляют пока желания вести переговоры с Карзаем. Вторая цель конференции – форсирование передачи обязанностей по обеспечению безопасности афганской армии и полиции. И третья – увеличение международной помощи афганскому правительству, направленной на искоренение коррупции и улучшение государственного управления.

Один из ведущих британских экспертов по Афганистану, доктор Алекс Маршалл из Шотландского центра военных исследований при университете Глазго комментирует в интервью РС обсуждаемые на лондонской конференции проблемы:

- Стратегия будущих действий международных сил в Афганистане, которая разрабатывается на лондонской конференции, предусматривает определение их ближайших целей и представляет собой два этапа. На первом этапе предполагается создание мощной ударной группировки НАТО для вытеснения сил "Талибана" с контролируемых ими территорий и создания обширных областей, куда на втором этапе будут введены афганские правительственные силы. В этих областях будут создаваться условия для более высокого уровня жизни, чем тот, который существовал под контролем "Талибана". Таким образом предполагается достичь стабильности в стране. Однако есть серьезные сомнения в том, что афганская армия и силы безопасности способны будут выполнять свои функции в сроки, которые предлагаются конференцией, то есть максимум через ближайшие полтора-два года.

- Есть ли уверенность, что собравшиеся в Лондоне международные лидеры действительно глубоко понимают афганские проблемы и главное – способны их решить?
Не уверен, что у участников конференции существует реальное представление о жизни и традициях Афганистана. Это подобно тому, как если бы 21-й век пытался понять век 13-й

- Полагаю, что сами они считают, что понимают эти проблемы и что главная из них – слабость афганского государства. Отсюда проистекает та позиция в отношении Афганистана, которая на протяжении последних лет превалирует в Европе. Вся риторика на этот счет сводится к необходимости усиления власти афганского правительства, улучшения методов управления, создания конституционных гарантий и гражданских свобод, усиления борьбы с коррупцией, создания дееспособных сил безопасности. Однако не уверен, что у участников конференции существует реальное представление о жизни и традициях Афганистана. Это подобно тому, как если бы 21-й век пытался понять век 13-й.

- Могла бы Россия помочь в этом Западу, исходя из своего афганского опыта?

- Думаю, что большинство проблем, с которыми сталкивается НАТО и международное сообщество в Афганистане, очень знакомы России. И не только из-за российского, точнее советского, опыта присутствия в Афганистане. У России уникальный опыт сосуществования на протяжении столетий с азиатскими народами, которого нет у многих европейцев и американцев. У России сейчас двойственная позиция в отношении Афганистана. С одной стороны, она не хочет падения нынешнего афганского режима, с другой стороны, ей не нравится присутствие в Афганистане сил НАТО. Конечно, Россия оказывает помощь международным силам, поскольку не хочет возвращения власти "Талибана". Однако двойственность ее позиции не позволяет судить о том, насколько далеко она может пойти в оказании этой помощи.

- В чем сейчас заключается практическая помощь России силам международной коалиции в Афганистане?

- Практические шаги со стороны России до последнего времени заключались в предоставлении более безопасных воздушных и железнодорожных маршрутов снабжения международных сил. Это не очень много. Мешает отсутствие доверия с обеих сторон. Кроме помощи в транспортировке грузов и улучшения логистики, Россия могла бы уже в среднесрочной перспективе заняться непосредственным инвестированием в Афганистан.
XS
SM
MD
LG