Ссылки для упрощенного доступа

Янукович и Тимошенко: не ищите различия


Политолог Николай Петров убежден: кто бы ни победил на этих выборах, он будет следовать украинским, а не российским интересам.
Политолог Николай Петров убежден: кто бы ни победил на этих выборах, он будет следовать украинским, а не российским интересам.
По последним данным, разрыв между кандидатами в президенты Украины Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко сократился до 2%. Янукович на пресс-конференции в Киеве уже заявил о своей победе на выборах. Некоторые считают такой исход выборов поражением "оранжевой революции". Действительно - поражение? Об этом в интервью Радио Свобода размышляет эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров:

– Мне кажется, что достижения "оранжевой революции" очень часто недооценивают, поскольку смотрят при этом на лидеров, которые пять лет назад в результате революции пришли к власти: что у них получилось или не получилось. Думаю, нынешние выборы – хорошая иллюстрация того, что "оранжевая революция" принесла Украине достаточно конкурентную, прозрачную систему, не такую, где все политики замечательные, а такую, где один незамечательный политик следит за другим – и в результате общество получает вполне работоспособную, контролируемую и конкурентную политическую систему. Это нормальная парламентская республика, где есть достаточно сильное (и вместе с тем без доминирования какой-либо одной политической силы) правительство и где есть действенная система сдерживания и противовесов.

– Если на выборах победит Янукович, а парламентское большинство, видимо, пока остается прежним – как политикам договориться?

– Во-первых, я бы не сказал, что парламентское большинство остается прежним. Иллюстрацией того, что оно изменилось, является проведение поправок к закону о выборах, где политическая сила Ющенко голосовала так же, как и Партия регионов. Уже сейчас мы видим, что реформируется большинство в Верховной Раде, и этот процесс неизбежно продолжится после того, как официально будут объявлены итоги выборов и станет ясно, что у Украины новый президент, новый премьер и так далее. Кроме того, в распоряжении власти есть такой инструмент, как досрочные парламентские выборы. Если вдруг окажется, что мы видим ситуацию клинча, когда большинство в Верховной Раде (мне кажется, это маловероятно, но тем не менее) блокирует действия правительства и президента, вполне возможно, что будут проведены внеочередные выборы в Верховную Раду и ситуация там станет более адекватной тем изменениям в политическом положении, которые произошли.
Янукович, который, видимо, приходит к власти сейчас – это совсем не тот Янукович и не та власть, которые были бы, если бы он пришел к власти в 2004 году. Сейчас трудно строить предположения, потому что Янукович – это некий бренд

Кстати, Янукович, который, видимо, приходит к власти сейчас – это совсем не тот Янукович и не та власть, которые были бы, если бы он пришел к власти в 2004 году. Сейчас трудно строить предположения, потому что Янукович – это некий бренд. Как реально будет выглядеть конфигурация власти и, в частности, кто будет премьер-министром, кто будет руководить страной и принимать решения повседневно – это пока остается вопросом. Но мне кажется, главное, что Украина сейчас получает, это некая большая стабильность и более длинный горизонт планирования. То есть у правительства появится возможность действовать, не опасаясь, что на следующий день могут состояться выборы и поэтому нужно делать все, чтобы быть максимально популярными. Думаю, теперь на смену кратковременному популизму придет стратегическое планирование. В этом смысле действия правительства с президентом Януковичем будут, наверное, отличаться стилистически, но не очень серьезно по существу от действий правительства, если бы президентом стала Тимошенко.

Проблем президенту достанется много. Это очень глубокий экономический кризис, это поиск правильного баланса между восточным и западным векторами в украинской внешней политике и, соответственно, влияние этого решения на внутреннюю политику... У правительства огромное количество серьезных первоочередных проблем, но главное, что новое правительство при этом получает – это способность реально заниматься этими проблемами. Мне кажется, уже на этой неделе в Киеве будет презентация доклада, подготовленного большим количеством местных и иностранных экспертов, относительно того, какие изменения, какие реформы, какие действия должны быть предприняты для того, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

– Как будут складываться российско-украинские отношения?

– Мы уже сейчас видим картинку: туда поехал российский посол и те препятствия, которые Кремль усматривал в лице президента Ющенко, перестают влиять на развитие российско-украинских отношений. Но я не думаю, что здесь что-то будет меняться принципиально. Стратегически отношения с Украиной при президенте Януковиче будут примерно такими же, какими были бы при президенте Тимошенко.

Что касается баланса, мы видели уже не один раз после украинских выборов, как к власти приходил, казалось бы, "пророссийский кандидат" (каким сейчас некоторые видят Януковича). Но сразу после того, как любой кандидат становится президентом большой независимой страны, которая находится рядом с Россией и от нее сильно зависит, которая должна как-то от этой зависимости отталкиваться, чтобы сохранять свою свободу и строить национальную государственность, его позиции меняются. Мне кажется, что просто при Януковиче мы будем видеть более рациональное сочетание восточных и западных, российских и евросоюзовских движений в украинской политике. В целом баланс неизбежен, и можно говорить о том, что в последнее время он часто был слишком антироссийским или, по крайней мере, воспринимался так в Кремле. Сейчас есть возможность если не с чистого листа, то, по крайней мере, не будучи обремененными всеми осложнениями, которые российско-украинские отношения испытывали в последние годы, начать новый этап прагматичного сотрудничества.
XS
SM
MD
LG