Ссылки для упрощенного доступа

"Газпром" наступает на Европу


Вхождение GdF Suez в "Северный поток" укрепляет позиции проекта
Вхождение GdF Suez в "Северный поток" укрепляет позиции проекта
На этой неделе французская Gaz de France Suez договорилась о вхождении в проект "Северный поток", а Хорватия стала еще одной страной, участвующей в "Южном потоке". О роли новых участников в строительстве этих экспортных газопроводов в интервью Радио Свобода рассуждает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.

- Сейчас в проекте строительства газопровода "Северный поток", который должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию, 51 процент принадлежит российскому "Газпрому", по 20 процентов – немецким компаниям BASF и E.ON, а 9 процентов - голландской Gasunie. Французская энергетическая компания, судя по всему, станет пятым и достаточно весомым участником этого проекта?

- Я думаю, что вхождение GdF Suez в "Северный поток" закрепляет позиции проекта и противодействует так называемым "газовым директивам" Еврокомиссии. Эти директивы направлены на то, чтобы лишить поставщиков газа и компании, торгующие газом, монопольных преимуществ. Когда же поставщик газа является и ответственным за транспортировку, и участвует еще и в продаже газа, это в принципе может привести к ограничению конкуренции и к росту цен на газ.

Но чем больше крупных и известных компаний из разных стран, да еще и подкрепленных поддержкой правительств, присоединятся к этому проекту, тем слабее будут шансы Еврокомиссии добиться какой-то либерализации рынка. У "Газпрома" в Европе, таким образом, укрепятся позиции.

- Но сейчас до сих пор не решено, какой будет доля GdF Suez в "Северном потоке"?

- Да. Но ясно, что "Газпром" не собирается отказываться от 51-процентной доли в этом проекте, и поэтому остальным участникам придется отдать часть своих пакетов французам.

- По всей видимости, это придется сделать немцам?

- Да, немцам и, возможно, даже голландцам. Хотя я думаю, что голландцы сохранят свой пакет, а вот двум немецким компаниям придется какую-то часть своих долей отдать французам.

- Во вторник 2 марта также было объявлено, что нового участника в лице Хорватии получит и второй проект нового экспортного российского газопровода в Европу – "Южный поток". "Газпром" планирует проложить его по дну Черного моря в Болгарию и далее по двум маршрутам – на юг Италии, а также в Австрию и Германию. Партнером "Газпрома" в строительстве морской части станет итальянская компания Eni, а на территории транзитных стран, с большей частью которых соглашения уже подписаны, их национальные нефтегазовые компании. Какую роль в "Южном потоке" будет играть Хорватия?

- Хорватия - это как бы боковой отросток от "Южного потока". Без нее можно было бы вполне обойтись. Но увеличение количества участников в этом проекте также в большей степени гарантирует его возможный успех. Во всяком случае, увеличивает противодействие "газовым директивам" Еврокомиссии.

Однако с этим проектом вообще не все ясно, поскольку не понятно, по каким водам Черного моря он должен пройти. Там есть две возможности - через экономическую зону Украины, которая своего согласия не давала и вряд ли даст, и через зону Турции, которая тоже до ноября отложила свое согласие.

- Насколько известно, сейчас появились проблемы и с Болгарией. Россия, по крайней мере, уже рассматривает Румынию как альтернативу Болгарии при прокладке "Южного потока".

- С Болгарией проблемы начались не сейчас, остаются они и теперь. Дело в том, что "Газпром" и Россия очень некрасиво поступили с болгарскими партнерами, когда фактически отвергли их проект нефтепровода "Бургас-Александруполис" и переключились на роль младших партнеров в турецком проекте нефтепровода "Самсун-Джейхан". Болгары, естественно, обиделись. Они готовы участвовать в "Южном потоке", но требуют более интересных для себя условий.

- Можно ли предположить, что после смены президента и премьера в этой стране позиция Украины по отношению к "Южному потоку" станет более лояльной?

- В каком-то смысле, вероятно, да. Однако я не ожидаю радикальных перемен, поскольку новый президент Украины – это ставленник восточных районов, где сильны позиции крупной промышленности, которая заинтересована в удешевлении российского газа. Поэтому торг с Москвой здесь будет, вероятно, еще более ожесточенным, чем при Ющенко и Тимошенко.
XS
SM
MD
LG