Ссылки для упрощенного доступа

Новочеркасск не помнит, просто протестует


Татьяна Бочарова
Татьяна Бочарова
Единый политдень 14 марта принес несколько крупных побед выдвиженцам из КПРФ. Коммунисты победили на выборах мэров в Иркутске и в Новочеркасске. Причем в Новочеркасске Анатолий Кондратенко, лидер местного отделения КПРФ, почти с двукратным перевесом обошел действующего мэра Анатолия Волкова (10 с лишним лет у власти, атаман Новочеркасского казачьего округа, член "Единой России").

Новочеркасск – столица донского казачества, репрессированного политическими предшественниками Анатолия Кондратенко, и место расстрела рабочих, в 1962 году вышедших на площадь с демонстрацией протеста против повышения цен на продукты и увеличения норм выработки на местном электровозостроительном заводе. Учитывая все это, "красный реванш" в отдельно взятом Новочеркасске приобретает особый социально-политический интерес – по крайней мере, для сторонних наблюдателей.

Татьяна Бочарова – историк и журналист, много лет прожившая в Новочеркасске, автор фундаментальной монографии о расстреле 1962 года "Новочеркасск: кровавый полдень", вышедшей в финал литературной премии НОС – также полагает, что новочеркасская победа КПРФ над ЕР "это нонсенс и огромная неожиданность". Однако именно у нее – исследователя, посвященного в тайны новочеркасской трагедии 60-х и в то, как она отразилась на мироощущении горожан, - есть объяснения тому, почему это произошло.

- Всем казалось, что достойных оппонентов Анатолию Волкову в городе не было - считалось, что его победа была предопределена. Мэр, атаман и прежде всего генерал - в Новочеркасск он пришел с должности командующего училищем связи - Волков сумел превратить город в плацдарм для своих действий. Решения принимались единолично, команда подбиралась соответствующим образом. Людям сначала это нравилось - в 1999 году за него проголосовали с надеждой на сильную руку и тоже, кстати, с позиций отрицания предыдущего мэра: там были нюансы личного плана. Затем доверие Волкову было подтверждено, но теперь...

Я очень рада, что самосознание новочеркассцев не до конца затравлено. Ни репрессиями против казачества, ни расстрелом в 1962 году, ни иными событиями.

- Как же назвать самосознание людей, которые голосуют за представителя партии – преемницы КПСС, чье руководство санкционировало расстрел?

- Хочу напомнить, что в 1991 году, когда был путч, в городе шел шепот: "расстреляют... танки введут..." Память о репрессиях вбита в этот город, демократичный по сути. При том, что Новочеркасск - административная столица Войска Донского, с жестким регламентом проживания. Основал Новочеркасск генерал Платов, и Волков пришел в мэрию на той же "генеральской" волне - что совпало с некоторыми надеждами горожан. Однако его правление оказалось не просто жестко генеральским, но и весьма волюнтаристским. Кроме чиновничьего засилия, он позволял себе некоторые вещи, становившиеся достоянием гласности: задавить несогласных в Новочеркасске до конца не удалось - одна газета "Частная лавочка" чего стоит.

Как пример его волюнтаризма - такой факт: площадь, где расстреливали демонстрантов в 1962 году, три года назад по распоряжению Волкова была закрыта фонтанами, газонами и так далее. А камень в память о жертвах расстрела Волков и вовсе намеревался перенести с площади – к приезду президента в Новочеркасск, чтобы камень не мешал. Но в 1991 году при установке мы опустили этот камень в жидкий бетон, на три метра в глубину - и от идеи пришлось отказаться: не рубить же камню голову.

А Анатолий Кондратенко - из коммунистов, судя по всему, верных моральным ценностям кодекса строителя коммунизма, переписанного с Нагорной проповеди. Это импонирует не только старшему поколению. При этом Кондратенко - не из кликуш-идеологов.

Но надо подчеркнуть: народ на выборах мэра Новочеркасска проголосовал не за коммунистическую партию. Те идеологемы, за которые мы бились - например, отмена 6 статьи Конституции СССР о "руководящей и направляющей роли КПСС", - старшим поколением забыты, а молодые и не слышали об этом вовсе, сегодня это непонятно. В Новочеркасске 14 марта проголосовали прежде всего против Волкова: устали от него - надоел, не оправдал, достал. Да и в том, что касается прошлого - чем больше оно отодвигается от нас, тем больше хочется думать о хорошем.

- В Новочеркасске? При том, что 1962 год - не столь давнее прошлое? И знакомые, друзья, потомки расстрелянных и посаженных тогда – едва ли не на каждой улице живут.

- Это неоднозначная память, город разделен. Даже на самом электровозостроительном заводе говорили и говорят: "А, чего там - пошли, дураки, народ опозорили". Многие до сих пор полагают: те, кто участвовал в забастовке и демонстрации - бандиты, выступившие против советской власти, "и правильно, что их расстреливали и сажали".

- Насколько разделен город?


- Пополам. А уж казачьи репрессии вообще забылись. При том, что Новочеркасск коммунистами сознательно превращался в прибежище люмпена - строилась огромная промышленная зона. То, что было в 1920-х, не помнили уже в 1960-х. А то, что было в 1962-м, не помнят в 2010-м.

- Условный рефлекс никак не работает? Вот Новочеркасск. Вот красный флаг - тех, кто приказал стрелять в людей, вышедших с экономическими требованиями. И вот кандидат в мэры-2010, который идет управлять Новочеркасском под тем же красным флагом. И никакой реакции?


- А чем, извините, бело-голубовато-красный флаг по своей сегодняшней однопартийной сути далеко ушел от того красного? И то повышение цен, которые произошло "при демократах"; кровь и насилие, которые идут на нас с экранов; социальное расслоение, которое произошло после 1991 года - все это и многое другое побуждает людей рассуждать следующим образом: "Сколько у нас тогда погибло в Новочеркасске? А в Чечне сколько сейчас погибло? А в Белом доме в 1993-м? А стариков с голоду сколько сейчас умирает?"

Я даже горжусь этими выборами. Они пусть абсурдно, но показали реальное волеизъявление народа. Многие просто приходили на участки и рвали бюллетени. Если бы в выборах участвовал серьезный руководитель с того же электровозостроительного завода или другой вменяемый, не кликушествующий кандидат - прошел бы он. А так - коммунист, не коммунист, но ты, генерал Волков, уже точно нам не нужен; такая логика.
XS
SM
MD
LG