Ссылки для упрощенного доступа

Шахматист Анатолий Карпов – о выборах нового руководителя ФИДЕ


Анатолий Карпов, кандидат в руководители ФИДЕ от Франции.
Анатолий Карпов, кандидат в руководители ФИДЕ от Франции.
В сентябре 2010 года на Всемирной шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске пройдут выборы нового руководителя Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Двенадцатый чемпион мира Анатолий Карпов уже сейчас начал свою предвыборную кампанию, направленную против нынешнего главы ФИДЕ Кирсана Илюмжинова.

На пути к президентству в ФИДЕ Анатолия Карпова поддержали многие европейские страны и шахматисты мирового класса - включая некогда последовательного антагониста Карпова, тринадцатого чемпиона мира Гарри Каспарова. Официально же кандидатуру Анатолия Карпова на шахматные выборы выдвинула Франция. В случае, если Россия поддержит какого-либо иного кандидата - к примеру, действующего главу ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, управляющего федерацией уже 15 лет, - может возникнуть уникальная коллизия, в которой РФ, по мнению Анатолия Карпова, будет выглядеть не лучшим образом.

Впрочем, в интервью Радио Свобода Анатолий Карпов дал понять, что эта возможная неразбериха - далеко не единственная проблема нынешних мировых шахмат:

- Проблема с положением шахмат во всем мире существует уже многие годы. И мы понимаем, что нужна, так сказать, свежая кровь для того, чтобы изменить отношение к шахматам в мире - возродить популярность, возродить интерес. Шахматные федерации многих стран не устраивают методы руководства ФИДЕ, отсутствие четкого календаря, нарушение сроков проведения соревнований, система чемпионата мира. Очень много организационных вопросов в последние годы получали неправильное или нечеткое разрешение.

- Например?


- Совсем недавно состоялось решение об изменении сроков подачи заявок на проведение Всемирной шахматной олимпиады. По непонятным причинам Международная шахматная федерация в одностороннем порядке изменила сроки – они продлены на месяц. При том, что конверты с заявками должны были вскрывать 31 марта и уже ясно, что среди них имеется заявка Норвегии. Такая, которых никогда не было в шахматах. Уже сейчас, не дожидаясь принятия решения, норвежское правительство выделило 12 миллионов евро на проведение олимпиады. Понятно, что есть Магнус Карлсон, который сегодня является одним из главных претендентов на звание чемпиона мира; это вызвало колоссальный интерес к шахматам в Норвегии. И вот по непонятным причинам - или по понятным, но догадываться о них мы с вами не будем – ФИДЕ приняла решение изменить срок подачи заявок.

- Чем плохо? Может быть, кто-то за это время предложит другие условия, лучше норвежских.

- Не "плохо", а вообще смысла нет. Я понимаю, что изменения необходимы в том случае, когда не успевают подготовить какую-то страну. Но сейчас, когда есть замечательная заявка, о которой можно было только мечтать, - и в этот момент менять условия, менять сроки... Ну, дальше уже, наверное, люди могут догадываться, для чего это делается. Я с вами догадываться вместе не буду.

- Вашу кандидатуру на пост главы ФИДЕ поддерживает Франция и некоторые другие европейские страны. Вы уже выяснили позицию России?


- Здесь есть одна тонкость. Поддержка - это одно, а выдвижение - другое. В условиях, которые прописаны по поводу избрания президента Международной шахматной федерации, записано, что Национальная федерация, членом которой состоит тот или другой кандидат, должна выдвинуть кандидатуру. Не "поддержать", а "выдвинуть" - это сильнее. Я выдвинут от Франции.

- Но ведь по правилам выдвинуть может только страна, членом федерации которой состоит гроссмейстер.

- У меня уникальный случай, потому что я являюсь членом многих федераций - и как чемпион мира, и как человек, активно передвигающийся по миру, ведущий многие образовательные программы. У меня на сегодняшний день школы в 26 странах мира, я являюсь почетным гражданином многих городов, многих стран.

А Российская шахматная федерация пребывает в каких-то странных раздумьях. Хотя совершенно ясно, что для российских шахмат я сделал очень много за все годы чемпионства: открыл десятки шахматных клубов в России, веду программы обучения шахматам в российских школах. У меня в России в 23 регионах есть шахматные школы - их уже больше 150 - и очень многие программы. Есть турнир моего имени, в прошлом году он отпраздновал 10-летие; это один из крупнейших турниров в шахматах. Есть знаменитый турнир "Аэрофлота", который начинался опять-таки по моей инициативе. Я уже не говорю о более мелких вопросах. Я постоянный член президиума Российской шахматной федерации, сейчас я возглавляю в ней комиссию "Шахматное образование". То есть, мой вклад в развитие шахмат в России несопоставим со вкладами конкурентов. Я уж не говорю о популярности и известности в мире. О чем думает руководство Российской шахматной федерации - я не знаю.

- Но Россия вообще еще не выдвинула своего кандидата.

- Да, наша федерация как будто не видит проблем, которые есть в развитии шахмат в мире – равно как и проблем в команде, которая сегодня руководит шахматами. Президент Медведев недавно сказал: нужно избегать совмещения высоких государственных должностей с руководством спортивными федерациями. Ведь руководители на государственном уровне не могут 24 часа заниматься проблемами развития спорта. И кроме того, должны быть знания соответствующие. Я вырос в шахматах, поэтому даже смешно говорить, знаю ли я шахматы или нет. Я говорю о проблемах...

- Отрасли?

- Да, вообще обо всей отрасли. Уже не говорю о том, что на первом конгрессе Международной шахматной федерации я присутствовал в 1972 году. Таких в ФИДЕ не осталось практически, может быть, только вот в Австрии, там президент местной шахматной федерации начинал в те годы. С 1975 года я являлся членом Центрального комитета Международной шахматной федерации - уже 35 лет. Я знаю шахматы со всех сторон - и со стороны организаторов, и со стороны участника соревнований, и со стороны человека, который инициировал многие программы. Скажем, сегодня прекрасно организуются Всемирные детские шахматные олимпиады, до 16 лет – а первые восемь олимпиад проводил я. И идея моя, и организация, и председателем оргкомитета был…

- Разберем этюд: вас выдвигает Франция, а Россия после раздумий все же выдвигает Илюмжинова. Последствия?


- Россия имеет уникальную возможность (я, собственно, обращался к президенту - не знаю, доходит ли до него эта информация или нет; думаю, что должна дойти) объединить вокруг российского представителя ведущие шахматные державы. Потому что меня готовы выдвинуть и поддержать практически все страны "большой восьмерки" - сейчас их пока четыре, но в количестве нет необходимости, достаточно даже одной. Если я обращусь к другим странам, думаю, что они поддержат меня и выдвинут мою кандидатуру.

А в позиции, которую предложили вы, Россия совершенно странным образом противопоставит себя другим странам - тем более, что речь идет о российском гражданине и очень известном человеке. И какой же вообще смысл поддерживать человека, которого ведущие шахматные державы не поддерживают, в противовес человеку известному, заслуженному, который принес России и славу, и почести? Человеку, которого поддерживает практически весь развитый шахматный мир?

- Вас поддерживают не только Франция и прочие государства, но и Гарри Каспаров, ваш давний соперник. Сейчас вы в добрых отношениях?

- Думаю, меня поддержат вообще все ведущие шахматисты. Их интересует система проведения чемпионата мира, их интересует престижность звания чемпиона, которое упало очень низко. И, конечно, мы должны возродить тот небывалый интерес к шахматам, который был когда-то.

- На уровне 80-х, матча Карпов – Каспаров?


- На том же уровне шахматы вряд ли окажутся. Потеряно очень много времени - я думаю, что лет 20, с последнего матча, который мы играли с Каспаровым в 1990 году. Была фантастическая гонка между Америкой и Францией по организации матча - в конечном итоге США и Франция договорились разделить матч на две части, потому что и та, и другая страна безумно хотели организовать его. Сейчас мы такого интереса не видим. И мы вообще не видим конкуренции за проведение матча на первенство мира. Популярность этого матча - точнее, системы, которой подменили матч на первенство мира, - ушла, и сейчас страны-организаторы зачастую даже не обеспечивают полностью призовой фонд, покрывают не все расходы.

Изменилось материальное положение шахматистов, ухудшаются призы - они уменьшаются даже в абсолютном значении, не говоря уже об инфляции и покупательной способности денег. Профессия шахматиста в мире практически под угрозой. Конечно, нужны какие-то серьезные шаги, чтобы этот процесс приостановить. И гроссмейстеры видят во мне гаранта какой-то стабильности. Ведущие шахматисты понимают, что они тоже поставлены на некий край выживания.

- Когда Гарри Каспаров был арестован на одном из митингов, вы пришли к нему в милицию, где он содержался под арестом. Почему?

- Я понимал, что он находится в тяжелом положении, состоянии. Слава богу, это было недолго. Но человеку его уровня, его славы, его известности оказаться в таком положении… Я понимал, насколько тяжело ему психологически. И просто пришел поддержать. Сожалею, что руководство соответствующей службы в тот момент не приняло решение и не допустило меня к Каспарову. Вообще, картинка России была бы совсем другой, если бы одного чемпиона допустили к другому чемпиону. В чем там проблема-то была? Тем более что Каспаров находился там по административному нарушению - не уголовному, не какому-то другому. Так что я был очень удивлен тем, что мне не было дано разрешение встретиться с Каспаровым…

Я считаю, что могу представлять - и очень достойно представлять - Россию, как я это делал многие десятилетия. Во всех отношениях, не только на шахматной доске. У меня достаточно серьезные международные связи: я уже 12 лет являюсь послом Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), сотрудничаю с ЮНЕСКО по программам обучения шахматам. И конечно, я смогу сделать очень многое.
XS
SM
MD
LG