Ссылки для упрощенного доступа

"Второй гол" Михаила Ходорковского


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский продолжает давать показания в Хамовническом суде Москвы в рамках уголовного дела о хищении нефти ЮКОСа. Он назвал двенадцать тезисов обвинения, которые намерен опровергнуть "со всей очевидностью".

Бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева обвиняют в присвоении акций Восточно-нефтяной компании, хищении 350 миллионов тонн нефти и легализации преступно нажитых средств.

В начале судебного заседания Михаил Ходорковский вновь заговорил о существенных противоречиях в обвинении. Указав, что прокурорам следует либо отказаться от обвинения в хищении нефти, либо не говорить о присвоении организованной преступной группой в составе топ-менеджеров ЮКОСа всей прибыли от продажи этой нефти. Потому что, по словам Ходорковского, прибыль от продажи чего-либо не может возникнуть у предприятия, у которого это что-то (в данном случае нефть) похитили. Вводную часть показаний Михаил Ходорковский завершил такими словами:

– На выходе из театра абсурда Российская Федерация в лице Министерства по налогам и сборам, а также арбитражных судов обязала ООО НК ЮКОС оплатить дополнительные налоги с прибыли, полученной от продажи нефти ЮКОСом. А Министерство юстиции в настоящее время отстаивает законность этих требований к ЮКОСу в Страсбурге, явно не считая его самого и его стопроцентные дочерние предприятия потерпевшими от хищения 100 процентов добытой ими нефти. В такой ситуации утверждение в Хамовническом суде о хищении мною всей той же самой нефти у ЮКОСа и его дочерних предприятий смотрится, на мой взгляд, попросту дико...

После этого Михаил Ходорковский назвал двенадцать наиболее существенных, с его точки зрения, тезисов обвинения, которые намерен опровергнуть. Среди них - утверждения о том, что под руководством организованной преступной группы в ЮКОСе была создана вертикальная структура для хищения нефти. Эта же группа якобы завладела акциями ЮКОСа и его дочерних предприятий и управляла компанией, а средства от похищенного легализовывались. Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант поясняет:

– Предметом этого суда является: что такое компания ЮКОС, откуда она взялась, почему она была такая, а не другая, чем она, собственно говоря, занималась. Обвинение ведь что сделало? Взяло некоторые фрагменты жизнедеятельности компании ЮКОС и, сменив вывеску "компания ЮКОС" на "организованная группа", а "ведение бизнеса" на "преступную деятельность", все это и принесло в суд.

В среду Михаил Ходорковский успел дать разъяснения по трем из двенадцати тезисов обвинения, которые подсудимый намерен опровергнуть. В частности, он рассказал суду, что ЮКОС изначально создавался как вертикально интегрированная компания по прямому указанию государства. Перечислил соответствующие документы, включая указ президента Ельцина. Так же подробно было рассказано о том, как формировались пакеты основных держателей акций ЮКОСа и его дочерних компаний. Наконец, опровергая утверждение прокуроров о том, что ЮКОСом управляла организованная преступная группа, Михаил Ходорковский подробно рассказал, как формировался совет директоров и другие управляющие структуры компании:

– Я лично юридически и фактически руководил вертикально интегрированной нефтяной компанией ЮКОС как совокупностью дочерних компаний. Как основной акционер и руководитель компании, то есть как представитель владельца добывающих подразделений ЮКОСа, я прямо, но опосредовано, то есть через своих подчиненных, вверял их управление и их имущество должностным лицам этих обществ. Мне же это имущество никто не вверял. Мои права определены федеральным законом об акционерных обществах в рамках права собственности на акции и обязательственных прав акционеров. Хочу для протокола сказать, что претензий к действиям моих подчиненных или доверенных лиц у меня, как у владельца, нет. В том числе этих претензий нет к Бахминой, Алексаняну, Переверзину, Вальдасу-Гарсии и ко всем перечисленным в обвинении сотрудникам компаний, входивших в группу ЮКОС. Органы управления "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" или "Томскнефть", чья воля проигнорирована или получена обманом, отсутствуют, потому что я перед вами. Это моя воля. Так что прошу засчитать второй гол в ворота обвинения. Первый гол, напомню, это было подтверждение того, что ЮКОС получил от реализации псевдопохищенной нефти прибыль...

До пятницы в слушаниях объявлен перерыв, после чего Михаил Ходорковский продолжит давать показания в Хамовническом суде Москвы, опровергая двенадцать тезисов обвинения.
XS
SM
MD
LG