Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый аналитик Андрей Сотник – о том, как вернуть деньги


Андрей Сотник
Андрей Сотник
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала: информация УК "Тройка Диалог" о доверительном управлении активами была актом недобросовестной конкуренции, так как вводила клиентов в заблуждение "в отношении потребительских свойств оказания услуг".

Ранее четверо клиентов УК "Тройка Диалог" подали иск в суд, обвинив компанию в отклонении от оговоренных инвестиционных стратегий, неполном и недостоверном информировании о сделках, в результате которых они понесли убытки. Конфликт УК "Тройка Диалог" с инвесторами комментирует финансовый аналитик Андрей Сотник:

– В чем суть нарушений, допущенных "Тройкой Диалог" с точки зрения ФАС? Управляющая российская компания в рамках "доверительного управления средствами клиентов" вкладывала эти самые средства в торговлю на мировых биржах через сеть офшоров - кипрскую Troika Dialog Group Ltd., Troika Russia Fund с Каймановых островов и других. Но ничего не сообщала об этом клиентам. ФАС постановила, что тем самым управляющая компания "вводила в заблуждение" российских инвесторов.

Является ли выявленный факт единичным? Конечно, нет. Четыре иска от обиженных инвесторов - это показательно. Да и модель, примененная "Тройкой", явно не эксклюзивна.

Чтобы убедиться в этом, достаточно "походить" по официальным сайтам американских государственных служб - Комиссии по ценным бумагам (SEC), Минюста, судов и др. И мы легко найдем доказательства того, что модель "Тройки" для российских компаний типична, более того – она очень хорошо известна американскому правосудию. Вот несколько примеров.

Полностью идентичными методами пользовалась еще в 1994 году компания Summit Int., которая оперировала с деньгами россиян, собранными и похищенными печально известным банком "Чара".

Аналогичную модель брокерского бизнеса использовали вплоть до 2001 года Андрей Кудашев (с 1999-го и по 2002-й – экономический советник губернатора Московской области Бориса Громова) и его партнер Гэри Фарберов – они были обвинены Минюстом США в мошенничестве, которое привело к невыплатам клиентам-инвесторам примерно 100 млн долларов.

Аналогичную модель применяла и компания CentreInvest Securities (входила в группу CentreInvest известного израильского бизнесмена Льва Леваева и его партнера, россиянина Глеба Фетисова). В 2008-м эта компания была обвинена Комиссией по ценным бумагам и биржам США в незаконной деятельности по продаже "падающих в цене" российских ценных бумаг американским инвесторам.

Последний (по времени) пример: в марте 2010-го эта же Комиссия заморозила активы питерской инвестиционной компании BroCo Investments, также обвинив ее в манипуляциях со счетами инвесторов при продажах "падающих в цене" российских ценных бумаг через систему офшоров.

Таким образом, экономическая модель "Тройки" применяется российскими брокерскими фирмами систематически с 1994 года, то есть уже более 16 лет.

Может быть, российским властям имеет смысл проанализировать американскую практику, отделить случайное от систематического и квалифицировать последнее как мошенничество? Но тогда все последующие операции с заработанными на мошенничествах средствами придется признать "отмыванием". Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напомню, что российское законодательство требует, чтобы средства, полученные от криминальных операций, были полностью взысканы со всех без исключения виновных.

Но тогда обязательно встанет вопрос: а как именно эти деньги взыскать? Это будет непросто.

Как свидетельствует американская судебная практика, российские брокерские операции, проводимые со средствами российских инвесторов с падающими в цене ценными бумагами, всегда проводятся через целый ряд офшорных юрисдикций и частных лиц. В рассмотренных нами примерах это юридические и физические лица Кипра, Люксембурга, Каймановых островов, Ирландии, России, Австрии, Израиля, Венгрии и др. При этом деньги, которые крутятся в этих сделках, НИКОГДА не хранятся на счетах российских управляющих компаний, а размещаются на счетах аффилированных лиц в различных банках мира. Арестовать и изъять их в пользу потерпевших можно только в одном случае: если соответствующие решения будут приняты местными судами в тех зарубежных странах, где хранятся средства, украденные у российских добросовестных инвесторов. Решение ФАС, как и решения российского суда, тут бессильны.

Что делать? Эффективный путь только один. Российские власти должны научиться собирать документальные доказательства во всех иностранных юрисдикциях и передавать их в суды стран, где "осели" украденные у россиян деньги. Должны, но, кажется, не собираются этому учиться. Было бы иначе – практика, о которой мы говорим, не процветала бы на протяжении последних 16 лет. Так что мой совет обманутым инвесторам: для восстановления своих прав обращайтесь в суды зарубежных юрисдикций. Пока собственные власти не поумнеют.
XS
SM
MD
LG