Ссылки для упрощенного доступа

Аншлаг в Колонном зале


Международный фестиваль симфонических оркестров проходит в Москве в пятый раз.
Международный фестиваль симфонических оркестров проходит в Москве в пятый раз.
Со 2 по 11 июня в Колонном зале Дома союзов в пятый раз пройдет Международный фестиваль симфонических оркестров. Фестиваль приурочен к Дню независимости России, и, видимо, этим объясняется то, что столь дорогостоящее предприятие вообще существует.

Фестиваль стоит 86 миллионов рублей и полностью финансируется из федерального бюджета. В этом году – шесть концертов, в них примут участие Президентский оркестр Турции, Национальный симфонический оркестр Китая, Сеульский филармонический, оркестр Индии и Большой симфонический оркестр. Прежде фестиваль представлял российские и европейские коллективы, теперь решено обыграть идею диалога Востока и Запада. Действительно, дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Гинтарас Ринкявичус – из Литвы, Национальный симфонический оркестр Китая ведет француз Мишель Плассон, маэстро индийского оркестра – Александр Анисимов.

В программах концертов имена классиков соседствуют с фамилиями современных композиторов, и почти все оркестры представляют творчество соотечественников. Татарский оркестр покажет Скрябина и Назиба Жиганова, турецкий – Шумана и Джемаля Эркина, китайский – Бетховена и Гуань Ся, Сеульский – Мессиана и Ынсука Чина. БСО сыграет Римского-Корсакова и Пятую симфонию Алексея Рыбникова. Только самый молодой из участников фестиваля – симфонический оркестр Индии – выйдет с одной (зато какой!) Девятой симфонией Бетховена. На мой вопрос, какие инструменты заняты в исполнении сочинений современных композиторов, Лолита Сильвиан, глава Ассоциации симфонических оркестров России, ответила, что у сеульцев солирует шен – музыкальной инструмент, являющий собой гибрид духового и струнного инструмента.

В афише – два Реквиема: один написан Гуанем Ся, второй – Алексеем Рыбниковым, у которого свое отношение к фестивалю:

– В этом году фестиваль мне особенно интересен потому, что будут коллективы, которые нам очень мало известны, мы узнаем нечто новое. Прозвучит музыка совсем незнакомая, и очень интересно, что сейчас делается вообще в этом регионе. Для меня необыкновенная честь, что будет исполняться моя Пятая симфония, – говорит композитор.

В исполнении сочинения Рыбникова примут участие Государственная хоровая капелла России, хор имени Свешникова и Камерный хор московской Консерватории (оба – под руководством Бориса Тевлина).

– Это масштабная симфония с хором. Хоровая часть написана на слова канонических псалмов. Это сложное сочинение, но оно будет, мне кажется, для хорового коллектива большой школой. Мы будем петь, и это тоже внове – Девятую симфонию Бетховена совместно с группой индийского хора. Мне кажется, эти фестивали всегда являются кульминацией концертного сезона Москвы. И в Колонном зале всегда приятно выступать. Я всегда был на этих концертах, и всегда зал полон. У зала стоят люди, спрашивают лишний билет. В наши дни такое нечасто бывает на симфонических концертах, – рассказывает Борис Тевлин.

Все концерты проходят в Колонном зале – одном из лучших по акустике мест Москвы. Министерство культуры давно ведет переговоры с московскими профсоюзами, чтобы музыка звучала в Колонном зале постоянно, а не только во время фестиваля, но пока результат равен нулю. Довольно странно, но советник президента РФ по вопросам развития культуры Юрий Лаптев обратился за помощью к журналистам:

– Зал эксплуатируется так, как удобно, а не так, как должно. Поэтому общество (поскольку это общественный зал), мне кажется, должно заявить о своих правах. Количество должно перерасти в качество. Одно министерство побороть эту тенденцию не может, должны подключиться СМИ. Поддержите. Это должно быть сказано так, чтобы услышали все. Надо стучаться, пока не отверзнется эта дверь. Это можно сделать.
XS
SM
MD
LG