32-й Московский международный кинофестиваль открылся картиной знаменитого французского режиссера Клода Лелюша "Женщина и мужчина". Лелюшу вручена и первая награда фестиваля – приз за вклад в мировой кинематограф. А экспериментальный конкурс ММКФ "Перспективы" стартовал немецкой лентой "Постельные сцены". Содержание фильма вполне соответствует его названию.
Можно даже сказать, что "Постельные сцены" порой откровенно порнографичны. Согласно сюжету, молодая девушка-режиссер снимает кино о паре своих ровесников-актеров, которые встречаются в Берлине, вроде бы стремительно влюбляются, бурно занимаются сексом, но отношения их остаются предельно отстраненными. О фильме говорит его режиссер и сценарист Рольф Петер Каль:
– Секс, сексуальность – это неотъемлемая часть жизни. И вполне можно все это показывать, без этого жизнь была бы неполной. Секс гораздо более реальная часть жизни, чем, скажем, показ в каких-то боевиках того, как убивают людей. Сексуальность и секс в этом фильме показаны несколько холодно, достаточно отстраненно, чтобы зритель имел возможность все-таки не потерять контроль над собой, не отдаться эмоциям чувственным – как это происходит во время просмотра порнофильма, а мог поразмышлять о ситуации и прийти к каким-то суждениям. Конечно, мне хотелось бы верить, что люди будут не просто смотреть этот фильм, но будут также и задумываться над происходящим, соотносить этот фильм с собой. И такая реакция до меня уже доходит. Звонит какая-нибудь моя знакомая и темпераментно говорит, что она пять раз пересмотрела этот фильм, несколько дней не могла его забыть. Но говорит: "Какая же ты все-таки свинья, что такое снял".
Актриса Мириам Пак рассказала, как она изображала сцену оргазма в кабинке порношоу:
– Такие откровенные эпизоды играть очень тяжело, и мне в моей работе помогла моя любовь к танцу, к хореографии. Опиралась в этих эпизодах, так сказать, на язык тела. В сценарии меня прежде всего покорила возможность именно за счет тела передавать какие-то эмоции. Это очень важно, когда есть возможность говорить без слов. Как, например, вот в этом самом тяжелом эпизоде, когда героиня в кабинке одна сидит...
Героиня Мириам Пак – режиссер-манипулятор, она подчиняет своей воле актеров и заставляет их быть зеркалом ее сексуальных фантазий и ожиданий. Фильм "Постельные сцены", несмотря на то, что он пытается говорить о любви, эстетски холоден, полон многозначительных аллюзий, литературных и кинематографических цитат. После "Пианистки" и "Порнократии" зрителя трудно удивить откровенной и шокирующей эротикой, если она не связана с психологической разработкой характеров и сюжетными ходами, а этого в "Постельных сценах" явно не хватает, как и внятных диалогов. Заместителю директора Музея кино Максиму Павлову фильм показался откровенно скучным:
– Можно сказать только одно: снова зафиксирован кризис буржуазного кино и буржуазного общества. Серьезно обсуждать этот фильм тяжело. Но больше всего мне "понравилось" то, что в конце к этому еще и Фуко приплели, он-то в отличие от этого фильма был очень талантливый человек. Нам очень часто пытаются выдать за сложное по языку, но чувственное кино то, в чем, во-первых, абсолютно ничего сложного по языку нет, а во-вторых – еще и абсолютно бесчувственное. Вот это, по-моему, такая вампука, я не знаю, как по-другому назвать. Очень амбициозная, но при этом ничего собой ровным счетом не несущая. Реакция зала была показательна, потому что люди откровенно смеялись, имитировали глубокий сон. Безумно скучно.
Можно даже сказать, что "Постельные сцены" порой откровенно порнографичны. Согласно сюжету, молодая девушка-режиссер снимает кино о паре своих ровесников-актеров, которые встречаются в Берлине, вроде бы стремительно влюбляются, бурно занимаются сексом, но отношения их остаются предельно отстраненными. О фильме говорит его режиссер и сценарист Рольф Петер Каль:
– Секс, сексуальность – это неотъемлемая часть жизни. И вполне можно все это показывать, без этого жизнь была бы неполной. Секс гораздо более реальная часть жизни, чем, скажем, показ в каких-то боевиках того, как убивают людей. Сексуальность и секс в этом фильме показаны несколько холодно, достаточно отстраненно, чтобы зритель имел возможность все-таки не потерять контроль над собой, не отдаться эмоциям чувственным – как это происходит во время просмотра порнофильма, а мог поразмышлять о ситуации и прийти к каким-то суждениям. Конечно, мне хотелось бы верить, что люди будут не просто смотреть этот фильм, но будут также и задумываться над происходящим, соотносить этот фильм с собой. И такая реакция до меня уже доходит. Звонит какая-нибудь моя знакомая и темпераментно говорит, что она пять раз пересмотрела этот фильм, несколько дней не могла его забыть. Но говорит: "Какая же ты все-таки свинья, что такое снял".
Актриса Мириам Пак рассказала, как она изображала сцену оргазма в кабинке порношоу:
– Такие откровенные эпизоды играть очень тяжело, и мне в моей работе помогла моя любовь к танцу, к хореографии. Опиралась в этих эпизодах, так сказать, на язык тела. В сценарии меня прежде всего покорила возможность именно за счет тела передавать какие-то эмоции. Это очень важно, когда есть возможность говорить без слов. Как, например, вот в этом самом тяжелом эпизоде, когда героиня в кабинке одна сидит...
Героиня Мириам Пак – режиссер-манипулятор, она подчиняет своей воле актеров и заставляет их быть зеркалом ее сексуальных фантазий и ожиданий. Фильм "Постельные сцены", несмотря на то, что он пытается говорить о любви, эстетски холоден, полон многозначительных аллюзий, литературных и кинематографических цитат. После "Пианистки" и "Порнократии" зрителя трудно удивить откровенной и шокирующей эротикой, если она не связана с психологической разработкой характеров и сюжетными ходами, а этого в "Постельных сценах" явно не хватает, как и внятных диалогов. Заместителю директора Музея кино Максиму Павлову фильм показался откровенно скучным:
– Можно сказать только одно: снова зафиксирован кризис буржуазного кино и буржуазного общества. Серьезно обсуждать этот фильм тяжело. Но больше всего мне "понравилось" то, что в конце к этому еще и Фуко приплели, он-то в отличие от этого фильма был очень талантливый человек. Нам очень часто пытаются выдать за сложное по языку, но чувственное кино то, в чем, во-первых, абсолютно ничего сложного по языку нет, а во-вторых – еще и абсолютно бесчувственное. Вот это, по-моему, такая вампука, я не знаю, как по-другому назвать. Очень амбициозная, но при этом ничего собой ровным счетом не несущая. Реакция зала была показательна, потому что люди откровенно смеялись, имитировали глубокий сон. Безумно скучно.