Программа документальных фильмов, посвященных теме войны, на 32-м Московском международном кинофестивале была сосредоточена вокруг даты начала Великой Отечественной войны, хотя рассказывала о разных войнах.
Документальный фильм "Рестрепо" об американской заставе в Афганистане, названной в честь погибшего врача, получил главный приз на фестивале в Санденсе. Этот фильм сравнивают с оскароносным "Повелителем бури". Фильм о долге американского солдата и бессмысленности этого долга снимали в 2007 году известные военные журналисты: автор военных бестселлеров Себастьян Юнгер и фотограф, оператор Тим Хетерингтон. О героях фильма говорит критик Алена Солнцева:
- Они сами не очень понимают, что они там делают. Их научили, что они пришли принести цивилизацию в эти дикие земли. Они хотят построить там больницы, дороги, дать работу. Но когда мы видим местных жителей - стариков с подведенными глазами, с окрашенными хной бородами - и их светлые глаза, которые смотрят совершенно мимо этих американских парней, куда-то в горы, мы понимаем, что миры этих людей не пересекаются, у них вообще нет ни одной точки пересечения, кроме смерти.
Лента, отмеченная призом за лучший монтаж на фестивале в Санденсе - израильский "Неоконченный фильм" режиссера Яэль Херсонски, сделанный на основе фашистского киноархива 1942 года. Рассказывает Григорий Либергал, куратор программы документального кино "Свободная мысль":
- Еще в конце 1950-х годов в Берлине в архиве Германской Демократической Республики были найдены материалы, который снимали спецчасти СС в Варшавском гетто. Яэль Херсонски попыталась восстановить историю того, как снимался этот якобы документальный фильм, и в процессе подготовки нашла совершенно новые материалы, которые проливают свет на то, зачем СС вообще снимали это.
В процессе документального расследования обнаруживается, что все кадры о благополучии в Варшавском гетто были постановочными.
Тема Холокоста - краткая кульминация фильма "Женщина с пятью слонами", хотя он - о русской культуре. Его героиня 85-летняя Светлана Гайер - главный переводчик Достоевского в Германии, и "пять слонов" - это пять его томов. Дочь киевского репрессированного партийца, умершего после тюрьмы на ее руках в 1939 году, Гайер выбрала сотрудничество с фашистами и предпочла уехать в Германию. Гибель подруги в Бабьем Яре не изменила ее решения. Говорит режиссер документального кино Виталий Манский:
- Эта бабушка, которая только что нас окутывала своим обаянием, просто влюбляла себя, несмотря на свой горб и преклонный возраст, как вдруг она по лезвию ножа пошла! Она говорит: Гете не имеет никакого отношения к Гитлеру, и Шиллер, и Томас Манн. Да, конечно. Но об этом говорить в контексте личностных выборов - похода мамы работать к немцу и каких-то сомнительных симпатий, которые мы видим на фотографиях, сомнительного получения паспорта... Но все эти сомнения, в конечном счете, как набирающая силу волна, распадаются в брызги, столкнувшись с этими пятью томами Достоевского, и крыть нечем.
Цена морального выбора - не только пять книг русского классика, но и трагическая смерть сына главной героини, которая повторяет смерть ее отца. Виталий Манский считает, что подобный проект в современной России почти невозможен:
- В России эти фильмы были возможны тогда, когда не нужно было убеждать, когда внутренней энергии автора, художника было достаточно. Тогда Мирошниченко, никого не убеждая, делал "Таинство брака", тогда Манский, никого не убеждая, делал "Благодать", Косаковский, никого не убеждая, делал "Беловых". А сейчас, когда нужно убеждать, этих фильмов нет.
- Есть патриотические блокбастеры?
Виталий Манский: Да. Я сегодня, кстати, посмотрел потрясающий патриотический блокбастер - единственный показ северокорейской картины "Дневник военнослужащей". И я чувствовал, что еще чуть-чуть и "Утомленные солнцем" будут спорить с лучшими северокорейскими фильмами за пальму первенства на фестивалях пальмовых ветвей в зарослях каких-нибудь камбоджийских тропиков.
Современный северокорейский фильм "Дневник военнослужащей", который иронически упоминает Виталий Манский, сделан в коммунистическо-глянцевой манере журнала "Корея", выходившего на русском языке в советское время.
Документальный фильм "Рестрепо" об американской заставе в Афганистане, названной в честь погибшего врача, получил главный приз на фестивале в Санденсе. Этот фильм сравнивают с оскароносным "Повелителем бури". Фильм о долге американского солдата и бессмысленности этого долга снимали в 2007 году известные военные журналисты: автор военных бестселлеров Себастьян Юнгер и фотограф, оператор Тим Хетерингтон. О героях фильма говорит критик Алена Солнцева:
- Они сами не очень понимают, что они там делают. Их научили, что они пришли принести цивилизацию в эти дикие земли. Они хотят построить там больницы, дороги, дать работу. Но когда мы видим местных жителей - стариков с подведенными глазами, с окрашенными хной бородами - и их светлые глаза, которые смотрят совершенно мимо этих американских парней, куда-то в горы, мы понимаем, что миры этих людей не пересекаются, у них вообще нет ни одной точки пересечения, кроме смерти.
Лента, отмеченная призом за лучший монтаж на фестивале в Санденсе - израильский "Неоконченный фильм" режиссера Яэль Херсонски, сделанный на основе фашистского киноархива 1942 года. Рассказывает Григорий Либергал, куратор программы документального кино "Свободная мысль":
- Еще в конце 1950-х годов в Берлине в архиве Германской Демократической Республики были найдены материалы, который снимали спецчасти СС в Варшавском гетто. Яэль Херсонски попыталась восстановить историю того, как снимался этот якобы документальный фильм, и в процессе подготовки нашла совершенно новые материалы, которые проливают свет на то, зачем СС вообще снимали это.
В процессе документального расследования обнаруживается, что все кадры о благополучии в Варшавском гетто были постановочными.
Тема Холокоста - краткая кульминация фильма "Женщина с пятью слонами", хотя он - о русской культуре. Его героиня 85-летняя Светлана Гайер - главный переводчик Достоевского в Германии, и "пять слонов" - это пять его томов. Дочь киевского репрессированного партийца, умершего после тюрьмы на ее руках в 1939 году, Гайер выбрала сотрудничество с фашистами и предпочла уехать в Германию. Гибель подруги в Бабьем Яре не изменила ее решения. Говорит режиссер документального кино Виталий Манский:
- Эта бабушка, которая только что нас окутывала своим обаянием, просто влюбляла себя, несмотря на свой горб и преклонный возраст, как вдруг она по лезвию ножа пошла! Она говорит: Гете не имеет никакого отношения к Гитлеру, и Шиллер, и Томас Манн. Да, конечно. Но об этом говорить в контексте личностных выборов - похода мамы работать к немцу и каких-то сомнительных симпатий, которые мы видим на фотографиях, сомнительного получения паспорта... Но все эти сомнения, в конечном счете, как набирающая силу волна, распадаются в брызги, столкнувшись с этими пятью томами Достоевского, и крыть нечем.
Цена морального выбора - не только пять книг русского классика, но и трагическая смерть сына главной героини, которая повторяет смерть ее отца. Виталий Манский считает, что подобный проект в современной России почти невозможен:
- В России эти фильмы были возможны тогда, когда не нужно было убеждать, когда внутренней энергии автора, художника было достаточно. Тогда Мирошниченко, никого не убеждая, делал "Таинство брака", тогда Манский, никого не убеждая, делал "Благодать", Косаковский, никого не убеждая, делал "Беловых". А сейчас, когда нужно убеждать, этих фильмов нет.
- Есть патриотические блокбастеры?
Виталий Манский: Да. Я сегодня, кстати, посмотрел потрясающий патриотический блокбастер - единственный показ северокорейской картины "Дневник военнослужащей". И я чувствовал, что еще чуть-чуть и "Утомленные солнцем" будут спорить с лучшими северокорейскими фильмами за пальму первенства на фестивалях пальмовых ветвей в зарослях каких-нибудь камбоджийских тропиков.
Современный северокорейский фильм "Дневник военнослужащей", который иронически упоминает Виталий Манский, сделан в коммунистическо-глянцевой манере журнала "Корея", выходившего на русском языке в советское время.