В Петербурге в Российском Этнографическом музее открылась выставка "От пояса до пят", посвященная штанам и юбкам, которые носили народы Российской империи. Экспозиция – это часть проекта "Антропология вещи".
Белое облако с матерчатыми тапочками внизу – не облако в штатах, но облако штанов – приплыло в музей из Самарканда. Такие штаны носили сто лет назад афганские женщины. В них, во-первых, было удобно сидеть на полу, а во-вторых, никоим образом не прочитывалась фигура – то есть сразу решались и практические, и этические задачи.
Прямо у входа на выставку можно понять: речь идет не столько о причудах моды, сколько об эстетике, этике, истории и философии штанов как культурного феномена. В самом деле, поражает не только разнообразие этой части туалета относительно времени и места его употребления, но и серьезность функций; например, с древности женские штаны сообщали о репродуктивных способностях их владелицы, а в некоторых случаях штаны и юбки отражали грезы. Вот, например, странные юбочки – коротенькие, пышные, в мелкую сборку, – оказывается, это некий восточный шах после путешествия во Францию и посещения парижской оперы переодел в такие одежды свой гарем, имея прообразом балетные пачки.
И все же именно штаны, причем штаны женские, самые интересные. Они сурово говорят нам, что женщина, с одной стороны, вместилище всякой скверны, с другой – источник могущественных темных сил. Ярче всего это видно у северных народов, где женские штаны даже перевозили на отдельной нарте, вместе с сакральными предметами домашнего очага. У нанайцев женщины, чтобы родить мальчика, подвешивали к штанам фаллический символ – деревянный диск с продетой сквозь него палочкой. Нанайцы верили, что женское меховое белье – штаны с нагрудником – может отпугивать диких зверей. Если медведю в лесу показать дилба (женские штаны), он убежит – стесняется. А вот у тюркоязычных народов самым сильным оберегом считались как раз мужские штаны.
О выставке "От пояса до пят" и открытиях, которые сопровождали экспозицию. Рассказывает ведущий специалист Музея этнографии, куратор проекта "Антропология вещи" Наталья Калашникова:
– Это выставка поясной одежды – все, что крепится на поясе, чуть выше и чуть ниже его. Это не обязательно брюки, не обязательно юбки. Это может быть кусок ткани, которым когда-то оборачивались – все-таки должно было пройти время, прежде, чем люди научились шить. Брался кусок шкуры, которым прикрывали совершенно определенные места – это был очень логично и правильно – закрывались детородные органы. И вся поясная одежда, так или иначе, корнями уходит именно в эту функцию. Другое дело, насколько разнообразна человеческая мысль, и что было за тысячелетия придумано. Нужно сразу сказать, что поясная одежда типа штанов (брюки – это более позднее явление), конечно, творчество кочевников, поскольку без такого рода одежды наездником было быть сложно не только мужчинам, но и женщинам.
В процессе подготовки этой выставки нашими сотрудниками, хранителями фондов, была сделана масса открытий. Для многих стали открытием женские стринги у сибирских народов. Открытием было то, что две штанины держались на пояске, но не имели вставки, соответственно, гораздо удобнее ими было пользоваться – штаны можно было не снимать. Этот способ сохранился в рабочей одежде, например, у русских поморов. Привешивались шарики, уточки, магические знаки, характерные для народов, и все это имело свой магический смысл. Вот шикарные меховые штаны, к которым очень часто даже лапы зверя с когтем пришивались, и это тоже был оберег от злых сил.
Эскимосы из шкуры нерпы делали женские натазники – суперсовременные, ведь сейчас шорты все носят. Есть на выставке и погребальные штаны, которые готовили на смерть и никому никогда не отдавали. Все это – искусство этнографа, обнаружить в экспедиции такие уникальные вещи.
Белое облако с матерчатыми тапочками внизу – не облако в штатах, но облако штанов – приплыло в музей из Самарканда. Такие штаны носили сто лет назад афганские женщины. В них, во-первых, было удобно сидеть на полу, а во-вторых, никоим образом не прочитывалась фигура – то есть сразу решались и практические, и этические задачи.
Прямо у входа на выставку можно понять: речь идет не столько о причудах моды, сколько об эстетике, этике, истории и философии штанов как культурного феномена. В самом деле, поражает не только разнообразие этой части туалета относительно времени и места его употребления, но и серьезность функций; например, с древности женские штаны сообщали о репродуктивных способностях их владелицы, а в некоторых случаях штаны и юбки отражали грезы. Вот, например, странные юбочки – коротенькие, пышные, в мелкую сборку, – оказывается, это некий восточный шах после путешествия во Францию и посещения парижской оперы переодел в такие одежды свой гарем, имея прообразом балетные пачки.
И все же именно штаны, причем штаны женские, самые интересные. Они сурово говорят нам, что женщина, с одной стороны, вместилище всякой скверны, с другой – источник могущественных темных сил. Ярче всего это видно у северных народов, где женские штаны даже перевозили на отдельной нарте, вместе с сакральными предметами домашнего очага. У нанайцев женщины, чтобы родить мальчика, подвешивали к штанам фаллический символ – деревянный диск с продетой сквозь него палочкой. Нанайцы верили, что женское меховое белье – штаны с нагрудником – может отпугивать диких зверей. Если медведю в лесу показать дилба (женские штаны), он убежит – стесняется. А вот у тюркоязычных народов самым сильным оберегом считались как раз мужские штаны.
О выставке "От пояса до пят" и открытиях, которые сопровождали экспозицию. Рассказывает ведущий специалист Музея этнографии, куратор проекта "Антропология вещи" Наталья Калашникова:
– Это выставка поясной одежды – все, что крепится на поясе, чуть выше и чуть ниже его. Это не обязательно брюки, не обязательно юбки. Это может быть кусок ткани, которым когда-то оборачивались – все-таки должно было пройти время, прежде, чем люди научились шить. Брался кусок шкуры, которым прикрывали совершенно определенные места – это был очень логично и правильно – закрывались детородные органы. И вся поясная одежда, так или иначе, корнями уходит именно в эту функцию. Другое дело, насколько разнообразна человеческая мысль, и что было за тысячелетия придумано. Нужно сразу сказать, что поясная одежда типа штанов (брюки – это более позднее явление), конечно, творчество кочевников, поскольку без такого рода одежды наездником было быть сложно не только мужчинам, но и женщинам.
В процессе подготовки этой выставки нашими сотрудниками, хранителями фондов, была сделана масса открытий. Для многих стали открытием женские стринги у сибирских народов. Открытием было то, что две штанины держались на пояске, но не имели вставки, соответственно, гораздо удобнее ими было пользоваться – штаны можно было не снимать. Этот способ сохранился в рабочей одежде, например, у русских поморов. Привешивались шарики, уточки, магические знаки, характерные для народов, и все это имело свой магический смысл. Вот шикарные меховые штаны, к которым очень часто даже лапы зверя с когтем пришивались, и это тоже был оберег от злых сил.
Эскимосы из шкуры нерпы делали женские натазники – суперсовременные, ведь сейчас шорты все носят. Есть на выставке и погребальные штаны, которые готовили на смерть и никому никогда не отдавали. Все это – искусство этнографа, обнаружить в экспедиции такие уникальные вещи.