Одним из наиболее значительных культурных событий этого лета в Москве стала выставка "Помпеи. Тайны погребенного города". Впервые из Национального археологического музея Неаполя в Исторический музей привезли 115 экспонатов, прекрасно сохранившихся благодаря самой знаменитой природной катастрофе древности.
- Спасибо Карлу Брюллову - в России все со школьных лет знают о драме, разыгравшейся у подножия Везувия в 79 году нашей эры. Не счесть также книжек и документальных кинофильмов о засыпанных вулканическим пеплом и раскопанных археологами нового времени древнеримских городах - Помпеях, Геркулануме, Стабии. Однако, одно дело - опосредованное знание и совсем другое - возможность увидеть подлинные артефакты, возраст которых почти две тысячи лет. И если украшавшие дома фрески несколько утратили яркость красок и четкость рисунка (что, впрочем, только добавило им благородства), то мраморные статуи, ювелирные украшения и особенно изделия из бронзы безупречной сохранности.
И вот вопрос - куратору выставки с российской стороны, главному хранителю отдела археологии Исторического музея Кириллу Фирсову. Когда такого рода выставки приезжают из других музеев, всегда интересно провести параллели. Есть ли в вашем музее античные вещи соответствующего периода?
- Конечно, в Историческом музее огромная просто коллекция античных предметов. И у нас традиция - проводить античные выставки. Не так давно прошли "Любовь и Эрос в античном мире", "Олимпийские игры". Коллекция большая. Конечно, таких фресок, как помпейские, у нас нет, но есть коллекция, которую еще основатели музея покупали в Италии. Есть и вещи из памятников северного Причерноморья, найденные при раскопках, в том числе и современных. Например, фрески из Неаполя Скифского. Они, конечно, не такие высокохудожественные, это просто архитектурные украшения домов. Например, бронзовая посуда. Не такая, конечно, яркая, как в Помпеях, но она встречается в памятниках Северного Причерноморья. Это были так называемые италийские импорты из Италии, они поступали в регион Северного Причерноморья и могли быть найдены, например, в скифских или сарматских курганах. Они путем обмена или путем военного похода попадали к какому-то вождю.
А зритель, попавший на выставку "Помпеи", видит, что называется, первоисточник. Самое сердце этого искусства. Можно ли определить его стиль?
- Это традиционная римская живопись, которая до открытия Помпей была практически неизвестна. И только с открытием этого уникального памятника археологии появилась возможность изучить именно стиль римский живописи. Проводились различные исследования, в том числе немецких ученых, в частности, Августо Мао, которые предложил разделить всю помпейскую живопись на четыре стиля. Здесь представлены их образцы этих стилей. Это, например, архитектурный стиль, это египтезированный стиль и другие. В основном все фрески выполнены в I веке нашей эры, но есть и более ранние экземпляры, которые на удивление сохранялись, - это две работы III века до нашей эры.
- Как сохранились более древние вещи?
- Дело в том, что остались некоторые помещения, где более древние фрески сохранились лучше.
- А что можно сказать о скульптуре? Она здесь тоже достаточно полно представлена.
- Скульптура очень яркая, интересная, в основном она служила для украшения садов. И перистили в домах богатых горожан. Как правило, там был фонтан, и здесь есть фрагменты фонтанов с разнообразными сюжетами. Другая скульптура просто стояла во дворах.
- Когда сталкиваешься с тем, что в античном искусстве представлены не только боги, но и животные, это всегда привлекает особое внимание. Были ли это какие-то символы или просто изображения зверей?
- Они тоже являлись символами. Например, фонтан с изображением мальчика, держащего зайца: заяц олицетворял собой сексуальность, - это был лучший дар любовникам. На фресках, например, изображение голубки - это символ Геры. И так далее.
Не реже здесь встречаются мифологические сцены, где персонажи древнеримского пантеона легко узнаваемы. Чаще всего это купидоны - несут гирлянды, резвятся, ловят удочками рыбу и даже дерутся.
- Спасибо Карлу Брюллову - в России все со школьных лет знают о драме, разыгравшейся у подножия Везувия в 79 году нашей эры. Не счесть также книжек и документальных кинофильмов о засыпанных вулканическим пеплом и раскопанных археологами нового времени древнеримских городах - Помпеях, Геркулануме, Стабии. Однако, одно дело - опосредованное знание и совсем другое - возможность увидеть подлинные артефакты, возраст которых почти две тысячи лет. И если украшавшие дома фрески несколько утратили яркость красок и четкость рисунка (что, впрочем, только добавило им благородства), то мраморные статуи, ювелирные украшения и особенно изделия из бронзы безупречной сохранности.
И вот вопрос - куратору выставки с российской стороны, главному хранителю отдела археологии Исторического музея Кириллу Фирсову. Когда такого рода выставки приезжают из других музеев, всегда интересно провести параллели. Есть ли в вашем музее античные вещи соответствующего периода?
- Конечно, в Историческом музее огромная просто коллекция античных предметов. И у нас традиция - проводить античные выставки. Не так давно прошли "Любовь и Эрос в античном мире", "Олимпийские игры". Коллекция большая. Конечно, таких фресок, как помпейские, у нас нет, но есть коллекция, которую еще основатели музея покупали в Италии. Есть и вещи из памятников северного Причерноморья, найденные при раскопках, в том числе и современных. Например, фрески из Неаполя Скифского. Они, конечно, не такие высокохудожественные, это просто архитектурные украшения домов. Например, бронзовая посуда. Не такая, конечно, яркая, как в Помпеях, но она встречается в памятниках Северного Причерноморья. Это были так называемые италийские импорты из Италии, они поступали в регион Северного Причерноморья и могли быть найдены, например, в скифских или сарматских курганах. Они путем обмена или путем военного похода попадали к какому-то вождю.
А зритель, попавший на выставку "Помпеи", видит, что называется, первоисточник. Самое сердце этого искусства. Можно ли определить его стиль?
- Это традиционная римская живопись, которая до открытия Помпей была практически неизвестна. И только с открытием этого уникального памятника археологии появилась возможность изучить именно стиль римский живописи. Проводились различные исследования, в том числе немецких ученых, в частности, Августо Мао, которые предложил разделить всю помпейскую живопись на четыре стиля. Здесь представлены их образцы этих стилей. Это, например, архитектурный стиль, это египтезированный стиль и другие. В основном все фрески выполнены в I веке нашей эры, но есть и более ранние экземпляры, которые на удивление сохранялись, - это две работы III века до нашей эры.
- Как сохранились более древние вещи?
- Дело в том, что остались некоторые помещения, где более древние фрески сохранились лучше.
- А что можно сказать о скульптуре? Она здесь тоже достаточно полно представлена.
- Скульптура очень яркая, интересная, в основном она служила для украшения садов. И перистили в домах богатых горожан. Как правило, там был фонтан, и здесь есть фрагменты фонтанов с разнообразными сюжетами. Другая скульптура просто стояла во дворах.
- Когда сталкиваешься с тем, что в античном искусстве представлены не только боги, но и животные, это всегда привлекает особое внимание. Были ли это какие-то символы или просто изображения зверей?
- Они тоже являлись символами. Например, фонтан с изображением мальчика, держащего зайца: заяц олицетворял собой сексуальность, - это был лучший дар любовникам. На фресках, например, изображение голубки - это символ Геры. И так далее.
Не реже здесь встречаются мифологические сцены, где персонажи древнеримского пантеона легко узнаваемы. Чаще всего это купидоны - несут гирлянды, резвятся, ловят удочками рыбу и даже дерутся.