Радио Свобода продолжает цикл рассказов об исторических районах Парижа. Очередная история – о районе вокруг парижских каналов Сен-Мартен и Урк.
Когда-то берега каналов на северо-востоке Парижа были самой индустриализированной частью города. Сегодня часть бывших производственных помещений переоборудовали под культурные объекты, а на месте других выросли причудливые здания, например, футуристический парк Ла-Виллетт (что-то вроде московской ВДНХ, только посовременней). Здесь же находится творение знаменитого Оскара Нимейера – штаб-квартира Коммунистической партии Франции.
В здании, кажется, нет ни одного острого угла, даже покрытый ковролином пол плавно поднимается и опускается, словно песчаные дюны, которые ведут к входу в главный зал заседаний, похожий на белую летающую тарелку. Внутри – мягкое рассеянное освещение. Округлый потолок состоит из небольших металлических пластин-листков, рассеивающих свет. Так могли бы выглядеть декорации для "Cоляриса" Андрея Тарковского. Это штаб-квартира Коммунистической партии Франции, которую в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века построил для французских товарищей на безвозмездных началах знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер.
Зал заседаний находится ниже уровня земли, его крыша вылезает из клумбы на улицу, как гигантский белый гриб-дождевик. Рядом развевается, словно пролетарское знамя, шестиэтажное стеклянное здание. А если смотреть сверху, то дорожки и клумбы образуют рисунок в форме серпа и молота. Стены во всём здании – из голого бетона, с отпечатками рельефа деревянных досок. Студенты-архитекторы регулярно приходят сюда на экскурсию.
Сегодня мало что осталось от былой мощи партии, за которую в течение многих десятилетий голосовали более 20 процентов избирателей. На президентских выборах 2007 года лидер партии Мари-Жорж Бюффе набрала меньше двух процентов голосов. Так что французским коммунистам приходится приспосабливаться к современным реалиям. Вот уже несколько лет они сдают два этажа нимейеровского творения частным компаниям. Но сотрудник штаб-квартиры партии Жерар Брийан не унывает:
– Мы регулярно сдаём и главный зал заседаний. Тут проводят и публичные встречи, и съёмки фильмов и клипов, организовывают перформансы. Всё это без проблем. Да-да, мы коммунистическая партия, но помните, что сказал Ленин? "Капиталисты сами нам продадут верёвку, на которой мы их повесим".
В двух шагах от площади полковника Фабьена находится канал Сен-Мартэн. Именно здесь Одри Тату в роли Амели предавалась своему любимому занятию – бросала "блинчики" по воде. На площади Сталинградской битвы канал уходит под землю и выходит уже под другим названием – канал Урк. После Египетского похода, в 1802 году, Наполеон поручил построить каналы сопровождавшему его инженеру Пьер-Симону Жирару, который во время той кампании изучал гидрологию Нила. В середине XIX века набережные каналов превратились в индустриальные кварталы. Здесь обосновались многочисленные кожевенные, бумажные и фаянсовые заводы, для работы которых требовалось большое количество воды.
В 70-х годах прошлого века, после того как заводы в черте города закрылись, берега пришли в запустение. Даже появился проект строительства четырехполосной автотрассы на месте канала Сен-Мартен. Но местным жителям удалось его отстоять, и с тех пор канал с его маленькими крутыми железными мостиками и зелёными газонами стал одним из любимых мест отдыха парижан. А бывшие промышленные здания переоборудовали под культурные центры. Например, в доме 104 по улице Обервилье, где более века находилось городское бюро похоронных услуг, два года назад парижская мэрия открыла международный культурный центр "104". Анфилада огромных сводчатых залов из камня и стекла в стиле индустриальной парижской архитектуры XIX века переделана теперь под художественные мастерские, залы для репетиций и концертные площадки.
Вот уже несколько лет на набережных канала Сен-Мартен в палатках или просто под открытым небом время от времени живут беженцы из Афганистана, ожидающие от французских властей предоставления политического убежища.
Дальше на северо-восток расположен парк Ла-Виллетт. Его построили на месте бывших городских скотобоен. У входа в парк – фонтан с нубийскими львами, созданный тем же самым инженером Жираром. В течение века каждый день сотни коров, быков и свиней, которых пригоняли сюда из пригорода, поили из фонтана со львами, перед тем как увести на убой.
Концепция парка Ла-Виллетт вполне соответствует духу начала восьмидесятых годов, когда к власти во Франции пришёл социалист Франсуа Миттеран. Вокруг парка нет никакой изгороди: парк должен быть открыт для всех в любое время суток и способствовать приобщению к культуре рабочего класса из прилегающих парижских районов и ближайших пригородов. Спроектировал парк франко-швейцарский архитектор-деконструктивист Бернар Чуми. В Ла-Виллетт всё распадается на простые геометрические формы, что, по замыслу автора, иллюстрирует несовершенство и разобщённость современного общества. Говорит Жюстин Жоливо, сотрудница пресс-службы парка:
– Спроектированный Бернаром Чуми парк состоит из точек, линий и плоскостей. Точки – это Фоли, разбросанные по всему парку красные здания. Фоли – так назывались в XIX веке пляжные кабинки. Бернар Чуми выбрал это название в память о той эпохе, когда здесь построили скотобойню. Линии – это прежде всего большая аллея, которая тянется от Порт де Пантэн на юге до Порт де ла Виллетт на севере, и канал Урк, который пересекает парк с запада на восток. Две эти линии позволяют связать Париж с ближайшим пригородом. Плоскости – это две большие лужайки: Круглая лужайка и Треугольная лужайка, на которой проходят летние мероприятия, в том числе работает кинотеатр под открытым небом.
И среди всего этого извивается между садами и каналами дорожка, которую Бернар Шуми назвал Кинематографический променад. Если смотреть сверху, то дорожка похожа на сброшенный на парк кусок киноплёнки.
Кинотеатр в Ла-Виллетт тоже есть. Это геодезический купол диаметром 36 метров, состоящий из шести с половиной тысяч стальных зеркальных треугольников. В этом гигантском зеркальном шаре отражается окруженный бассейном параллелепипед Города науки и промышленности и открытая для посещения подводная лодка "Аргонавт". Если Немейер построил для французских коммунистов почти "Солярис", то Бернар Шуми, Кристиан де Портзампарк и другие именитые архитекторы и дизайнеры соорудили для жителей рабочих районов северо-востока Парижа что-то вроде Солнечного города из "Незнайки". Правда, сегодня на фоне слегка устаревшего футуризма 80-х самым современным объектом здесь выглядит оставшаяся от скотобоен ажурная металлическая конструкция бывшего рынка, построенная в 1867 году и переоборудованная под театральный зал.
Когда-то берега каналов на северо-востоке Парижа были самой индустриализированной частью города. Сегодня часть бывших производственных помещений переоборудовали под культурные объекты, а на месте других выросли причудливые здания, например, футуристический парк Ла-Виллетт (что-то вроде московской ВДНХ, только посовременней). Здесь же находится творение знаменитого Оскара Нимейера – штаб-квартира Коммунистической партии Франции.
В здании, кажется, нет ни одного острого угла, даже покрытый ковролином пол плавно поднимается и опускается, словно песчаные дюны, которые ведут к входу в главный зал заседаний, похожий на белую летающую тарелку. Внутри – мягкое рассеянное освещение. Округлый потолок состоит из небольших металлических пластин-листков, рассеивающих свет. Так могли бы выглядеть декорации для "Cоляриса" Андрея Тарковского. Это штаб-квартира Коммунистической партии Франции, которую в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века построил для французских товарищей на безвозмездных началах знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер.
Зал заседаний находится ниже уровня земли, его крыша вылезает из клумбы на улицу, как гигантский белый гриб-дождевик. Рядом развевается, словно пролетарское знамя, шестиэтажное стеклянное здание. А если смотреть сверху, то дорожки и клумбы образуют рисунок в форме серпа и молота. Стены во всём здании – из голого бетона, с отпечатками рельефа деревянных досок. Студенты-архитекторы регулярно приходят сюда на экскурсию.
Сегодня мало что осталось от былой мощи партии, за которую в течение многих десятилетий голосовали более 20 процентов избирателей. На президентских выборах 2007 года лидер партии Мари-Жорж Бюффе набрала меньше двух процентов голосов. Так что французским коммунистам приходится приспосабливаться к современным реалиям. Вот уже несколько лет они сдают два этажа нимейеровского творения частным компаниям. Но сотрудник штаб-квартиры партии Жерар Брийан не унывает:
– Мы регулярно сдаём и главный зал заседаний. Тут проводят и публичные встречи, и съёмки фильмов и клипов, организовывают перформансы. Всё это без проблем. Да-да, мы коммунистическая партия, но помните, что сказал Ленин? "Капиталисты сами нам продадут верёвку, на которой мы их повесим".
В двух шагах от площади полковника Фабьена находится канал Сен-Мартэн. Именно здесь Одри Тату в роли Амели предавалась своему любимому занятию – бросала "блинчики" по воде. На площади Сталинградской битвы канал уходит под землю и выходит уже под другим названием – канал Урк. После Египетского похода, в 1802 году, Наполеон поручил построить каналы сопровождавшему его инженеру Пьер-Симону Жирару, который во время той кампании изучал гидрологию Нила. В середине XIX века набережные каналов превратились в индустриальные кварталы. Здесь обосновались многочисленные кожевенные, бумажные и фаянсовые заводы, для работы которых требовалось большое количество воды.
В 70-х годах прошлого века, после того как заводы в черте города закрылись, берега пришли в запустение. Даже появился проект строительства четырехполосной автотрассы на месте канала Сен-Мартен. Но местным жителям удалось его отстоять, и с тех пор канал с его маленькими крутыми железными мостиками и зелёными газонами стал одним из любимых мест отдыха парижан. А бывшие промышленные здания переоборудовали под культурные центры. Например, в доме 104 по улице Обервилье, где более века находилось городское бюро похоронных услуг, два года назад парижская мэрия открыла международный культурный центр "104". Анфилада огромных сводчатых залов из камня и стекла в стиле индустриальной парижской архитектуры XIX века переделана теперь под художественные мастерские, залы для репетиций и концертные площадки.
Вот уже несколько лет на набережных канала Сен-Мартен в палатках или просто под открытым небом время от времени живут беженцы из Афганистана, ожидающие от французских властей предоставления политического убежища.
Дальше на северо-восток расположен парк Ла-Виллетт. Его построили на месте бывших городских скотобоен. У входа в парк – фонтан с нубийскими львами, созданный тем же самым инженером Жираром. В течение века каждый день сотни коров, быков и свиней, которых пригоняли сюда из пригорода, поили из фонтана со львами, перед тем как увести на убой.
Концепция парка Ла-Виллетт вполне соответствует духу начала восьмидесятых годов, когда к власти во Франции пришёл социалист Франсуа Миттеран. Вокруг парка нет никакой изгороди: парк должен быть открыт для всех в любое время суток и способствовать приобщению к культуре рабочего класса из прилегающих парижских районов и ближайших пригородов. Спроектировал парк франко-швейцарский архитектор-деконструктивист Бернар Чуми. В Ла-Виллетт всё распадается на простые геометрические формы, что, по замыслу автора, иллюстрирует несовершенство и разобщённость современного общества. Говорит Жюстин Жоливо, сотрудница пресс-службы парка:
– Спроектированный Бернаром Чуми парк состоит из точек, линий и плоскостей. Точки – это Фоли, разбросанные по всему парку красные здания. Фоли – так назывались в XIX веке пляжные кабинки. Бернар Чуми выбрал это название в память о той эпохе, когда здесь построили скотобойню. Линии – это прежде всего большая аллея, которая тянется от Порт де Пантэн на юге до Порт де ла Виллетт на севере, и канал Урк, который пересекает парк с запада на восток. Две эти линии позволяют связать Париж с ближайшим пригородом. Плоскости – это две большие лужайки: Круглая лужайка и Треугольная лужайка, на которой проходят летние мероприятия, в том числе работает кинотеатр под открытым небом.
И среди всего этого извивается между садами и каналами дорожка, которую Бернар Шуми назвал Кинематографический променад. Если смотреть сверху, то дорожка похожа на сброшенный на парк кусок киноплёнки.
Кинотеатр в Ла-Виллетт тоже есть. Это геодезический купол диаметром 36 метров, состоящий из шести с половиной тысяч стальных зеркальных треугольников. В этом гигантском зеркальном шаре отражается окруженный бассейном параллелепипед Города науки и промышленности и открытая для посещения подводная лодка "Аргонавт". Если Немейер построил для французских коммунистов почти "Солярис", то Бернар Шуми, Кристиан де Портзампарк и другие именитые архитекторы и дизайнеры соорудили для жителей рабочих районов северо-востока Парижа что-то вроде Солнечного города из "Незнайки". Правда, сегодня на фоне слегка устаревшего футуризма 80-х самым современным объектом здесь выглядит оставшаяся от скотобоен ажурная металлическая конструкция бывшего рынка, построенная в 1867 году и переоборудованная под театральный зал.