Александр Генис: Нью-йоркские синоптики говорят, что это лето в их истории было самым знойным. Американские политики говорят, что осень будет не менее жаркой. В ноябре стране предстоят выборы в Конгресс, на которых будет переизбираться треть Сената и Нижняя палата в полном составе. Республиканцы настроены агрессивно. Они рассчитывают одержать реванш за выборы 2008-го года. Это значит, что многим видным политикам предстоит потерпеть поражение.
О том, как принято проигрывать в Америке рассказывает исторический репортаж Владимира Абаринова.
Владимир Абаринов: ''Но пораженья от победы ты сам не должен отличать''. Этот совет Бориса Пастернака, обращенный к поэту, можно адресовать и выборному лицу. Умение красиво, достойно уйти с авансцены, уступить дорогу более удачливому сопернику – это не только дань политическим приличиям, но часто и залог возвращения в политику. Избиратель ценит спортивное поведение и терпеть не может, когда проигравший цепляется за призрачную соломинку.
Сегодня лучшие речи проигравших политиков вошли в анналы американского красноречия наряду с речами победителей. Так было не всегда. Традиция публичного признания своего поражения складывалась постепенно. На заре американской государственности победитель и побежденный часто не скрывали взаимной враждебности, примеров, когда проигравшему не хватило выдержки и чувства собственного достоинства, хватает.
В марте 1801 года второй президент США Джон Адамс за несколько часов до инаугурации Томаса Джефферсона незаметно уехал из Вашингтона в наемном экипаже, чтобы не присутствовать на церемонии вступления в должность своего заклятого врага. Адамс и Джефферсон не примирились до самой смерти, которая пришла к ним в один день. Второй соперник Джефферсона, Аарон Бэрр, набравший равное с ним число голосов выборщиков, но проигравший в Нижней палате лишь в 36-м туре голосования благодаря интриге Александера Гамильтона, спустя четыре года вызвал Гамильтона на дуэль и убил его.
Возможно, первым проигравшим кандидатом, не только поздравившим соперника, но и призвавшим американцев сплотиться вокруг него, был сенатор Стивен Дуглас, уступивший в 1860 году Аврааму Линкольну. Его речь процитировал Эл Гор, когда ему самому в 2000 году пришлось капитулировать после отчаянной борьбы.
Эл Гор: Добрый вечер. Только что я говорил с Джорджем Бушем и поздравил его с избранием 43-м президентом Соединенных Штатов. Я пообещал ему, что на сей раз не буду оспаривать его избрание. Я предложил ему встретиться как можно скорее, дабы мы могли начать ликвидацию трещин, расколовших страну в ходе этой кампании и последовавшего за ней юридического спора. Почти полтораста лет назад сенатор Стивен Дуглас сказал Аврааму Линкольну, который только что нанес ему поражение в борьбе за пост президента: ''Партийные интересы должны уступить патриотизму. Я с вами, господин президент, и да благословит вас Господь''. В том же духе я сказал избранному президентом Бушу, что надо предать забвению партийные распри, и да благословит Бог его служение на благо этой страны. Ни он, ни я не предвидели, что дорога окажется такой длинной и тернистой. Разумеется, никто из нас не хотел такого поворота событий. Однако это случилось, и теперь спор разрешен так, как он и должен был быть разрешен – посредством почтенных институтов нашей демократии.
Владимир Абаринов: Речь Гора признана одной из самых элегантных в своем жанре. Напомним, что Гор и Буш-младший спорили из-за нескольких десятков бюллетеней, поданных во Флориде. Точку в этом споре поставил только Верховный Суд США.
Обязательным считается предварительный звонок победителю: он должен официально принять капитуляцию. После этого можно выходить к публике.
Случается, что кандидат предвидит свое поражение и сходит с дистанции без борьбы. Такое решение принял в 1968 году Линдон Джонсон, шансы которого уничтожила война во Вьетнаме.
Линдон Джонсон: В то время как сыны Америки находятся на далеких полях сражений, в то время, когда здесь, дома, под угрозу поставлено будущее Америки, а человечество каждый день балансирует на грани войны и мира, не думаю, что я должен уделять хотя бы час или день своего времени личным узкопартийным целям или каким-либо иным обязанностям, кроме тех, для исполнения которых существует этот кабинет – обязанностей президента вашей страны. А потому я не буду добиваться и не приму номинации моей партии на новый президентский срок. И вместе с тем я хочу, чтобы повсюду знали - сильная, уверенная в себе, бдительная Америка готова сегодня же добиваться почетного мира, готова защищать дело чести, чего бы это ни стоило, каких бы жертв ни потребовало. Спасибо, что слушали. Спокойной ночи и да благословит вас Господь.
Владимир Абаринов: Отказ от участия в выборах Джонсона и убийство фаворита президентской гонки Роберта Кеннеди поставили Демократическую партию в сложное положение. Ее кандидатом стал вице-президент Губерт Хэмфри, который не участвовал в первичных выборах и был не готов к выборам всеобщим. Президентом тогда стал республиканец Ричард Никсон.
В наше время кандидаты от одной партии, как правило, не ведут борьбу ''до последнего патрона'' – отставшие уступают дорогу лидеру, чтобы тот сохранил силы на финальный поединок с главным соперником. Но из правила бывают исключения. В 1980 году президент Джимми Картер и сенатор Эдвард Кеннеди отчаянно боролись за номинацию от Демократической партии вплоть до национального съезда. Съезд утвердил кандидатуру Картера, но всеобщие выборы выиграл кандидат республиканцев Рональд Рейган. Картер по сей день считает, что в его поражении виноват Кеннеди, демонстративно отказавшийся на съезде пожать ему руку и не призвавший своих сторонников голосовать за победителя.
Не менее острым было соперничество Барака Обамы и Хиллари Клинтон на последних выборах. Борьба протекала с переменным успехом. Одному и тому же кандидату приходилось чередовать победные речи с пораженческими. Выиграв первые первичные выборы в Айове, Обама потерпел поражение спустя несколько дней в Нью-Гэмпшире.
Барак Обама: Прежде всего я хочу поздравить сенатора Клинтон за тяжело доставшуюся ей победу здесь, в Нью-Гэмпшире. Она проделала исключительную работу и заслуживает бурных аплодисментов. Еще несколько недель назад никто не мог вообразить, что мы добьемся того, чего мы добились сегодня в Нью-Гэмпшире. На протяжении большей части этой кампании мы плелись в хвосте. Мы всегда знали, что карабкаться придется на очень крутую гору. Но вы продемонстрировали рекордную явку и высказались за перемены.
Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон боролась до конца и выложилась до дна. Когда все возможности обойти соперника были исчерпаны, она сложила оружие – не раньше, но и не позже. Ей было нелегко, но она, по общему признанию, справилась с трудной задачей блестяще. Хиллари Клинтон уступила номинацию Бараку Обаме и осталась ключевым игроком большой американской политики.
Хиллари Клинтон: Cегодня, прекращая свою кампанию, я поздравляю его с победой, которую он завоевал. Я приветствую его кандидатуру и выражаю ему свою полную поддержку. И прошу всех вас вместе со мной работать для Барака Обамы так же усердно, как вы работали для меня.
Я работала с ним в Сенате четыре года. Я участвовала вместе с ним в президентской кампании 16 месяцев. 22 раза мы с ним встречались лицом к лицу на теледебатах. Я наблюдала его вблизи и видела его силу, целеустремленность, его учтивость и выдержку. Своей собственной жизнью Барак Обама воплотил американскую мечту. Как социальный работник, как сенатор законодательного собрания штата, как член Сената США он посвятил себя воплощению мечты.
Когда я начинала эту кампанию, я собиралась завоевать Белый Дом, обеспечить избрание президента, который вернет нашу страну на путь мира, процветания и прогресса. И это именно то, чего мы собираемся достигнуть – сделать так, чтобы Барак Обама вошел в Овальный кабинет 20 января 2009 года.
Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон сошла с дистанции в июне, а в середине ноября стало известно, что она будет госсекретарем в администрации президента Обамы.
Нынешний политический сезон отличается высоким накалом борьбы. В ноябре, как уже говорилось, предстоят выборы в Конгресс, на которых будет переизбираться треть Сената и нижняя палата в полном составе. Республиканцы твердо намерены взять реванш за поражение 2008 года. Ставки настолько высоки, что даже ветераны Конгресса не могут считать свое избрание гарантированным. Так, например, лишился шансов на переизбрание сенатор Арлен Спектер. В прошлом году он перешел из фракции республиканцев в стан демократов и своим голосом во многом обеспечил принятие верхней палатой антикризисного плана Обамы. Однако теперь он не смог выиграть даже первичные выборы в своем штате, Пенсильвании – руководство партии сочло более перспективным кандидатом конгрессмена Джо Сестака.
Спектеру пришлось сложить оружие.
Особенность этих выборов еще и в том, что впервые за много лет в привычный расклад вмешалась третья сила – ''чайники'', то есть участники протестного движения ''Чаепитие''. Именно они подставили ножку сенатору от Аляски республиканке Лизе Мурковски, которой даже не приходило в голову беспокоиться о своем переизбрании. Однако на первичных выборах с очень незначительным перевесом ее обошел кандидат ''чайников'' Джо Миллер. Лиза Мурковски признала свое поражение.
Лиза Мурковски: Мы знаем, что у нас еще есть неподсчитанные голоса, но учитывая наше сегодняшнее положение, я не вижу сценария, при котором я могла бы выиграть праймери. Такова реальность, с которой я столкнулась на этот раз.
Владимир Абаринов: Она, однако, не призвала своих избирателей голосовать за Джо Миллера. Эти выборы принесут еще немало сюрпризов и избирателям, и политикам. Важно не терять лицо даже при разгромном счете.