Ссылки для упрощенного доступа

Осень – весна – допинг


Эхо поражения сборной России в матче с командой Словакии. Переход российского футбола на систему "осень–весна". Допинг в российском лыжном спорте. Эти темы привлекают внимание российской спортивной прессы.

Евгений Дзичковский в газете "Спорт-Экспресс" возвращается к теме поражения сборной России в отборочном матче чемпионата Европы с командой Словакии.

Страдали, воевали, уставали, нервничали. Сделали, что могли. Чего не могли – не сделали. А за недостаток класса не ругают. Его констатируют.

Класс словаков ничуть не выше. Но для того, чтобы их превзойти, требовался хоть какой-то ресурс. Как в "Формуле-1", где машина не может пройти равную себе на длинной прямой. Если только в повороте да за счет пилотской хитрости. А нет хитрости - нет и обгона.

Предыдущие матчи сборной под руководством Дика Адвоката выработали в нас некоторую опасливость к быстрому голу. Потому что мы забивали болгарам и андоррцам, а потом начинали глядеть на соперников соколами, не замечая, как сами переходим на бреющий полет. Вчера быстрого гола не случилось. И соколиный взгляд изобразить словаки нам не позволили.

Нам бы раньше понять, к чему готовиться в этом отборочном цикле. Сыграть по весне несколько матчей, дать сборную новому тренеру в руки, чтобы помял ее, как пластилин. Но раньше мы не могли – запрягали. Решали стратегические вопросы. Определялись с самим тренером. Вырабатывали стратегию подачи заявки на ЧМ-2018.

Хорошо бы действительно выиграть право на проведение этого чемпионата. Потому что страну-хозяйку пускают в высшее общество без отбора, а с отборами в последнее время у нас не складывается. То ли болезнь роста замучила, то ли наследие проклятого прошлого, от которого мы открещиваемся с регулярностью смены президентов РФС на их посту.
Легионеры, как показали последние матчи, у нас звездные, но мастерство их синусоидальное: могут сверкнуть, а могут спрятаться, зашифроваться на поле

Стонать, однако, можно долго, после чего все равно придется отвечать на главный вопрос: дальше-то что делать? С Адвокатом более или менее понятно. Ему ничего не остается, кроме как выводить команду на очередные матчи и время от времени намекать в интервью: скудноват, дескать, у меня выбор. Знаем, Дик, был бы хороший выбор, может, и тренера бы нашли подешевле, не уводя его из другой команды. Ну а выход-то где? Каким коридором нам теперь двигаться?

Легионеры, как показали последние матчи, у нас звездные, но мастерство их синусоидальное: могут сверкнуть, а могут спрятаться, зашифроваться на поле. Свои, доморощенные, разные попадаются, но число их невелико, это верно. Того же Сычева, скажем, Дик в сборную больше из упрямства вызывает, потому что в практических целях ему этот игрок не очень нужен. А замены Сычеву, получается, тренер в российском чемпионате не видит. В чем тогда залог наших будущих побед? За счет чего станем обыгрывать ирландцев и словаков, если при адекватном составе не обыграли вчера?

Да разве Адвокат сейчас это знает?

Зато он знает другое. После матча голландец предупредил игроков: теперь на них польется журналистская грязь. Такую прозорливость можно было бы назвать похвальной, если бы не одно обстоятельство: не лучше ли вместо раскрытия зонтиков для защиты от собственной прессы отмахнуться от всего этого и посмотреть на ситуацию сугубо по-футбольному? Снаружи грязь, а внутри – что? Красивый футбол? Добытый результат? Блестящие перспективы?

Что касается самой грязи, то и тут, думаю, Дик ошибается. Мы не слепые – видели вчера и желание, и отдачу, и настрой, растворившиеся в недостатке класса и чрезмерной затейливости у чужих ворот. А раз так – за что, скажите, их ругать?

Тут не грязь лить – думать надо. И сопереживать сборной. Которая, хочется верить, нам тоже теперь сопереживает.

* * *

Максим Домчев на счайте "Газета Ру" рассказывает о возможных последствиях очередного допинг-скандала в российском лыжном спорте. По мнению автора, если россиянин Николай Панкратов будет наказан, то о его выступлении на Олимпиаде в Сочи можно забыть. Также от Игр-2014 может быть отстранена и вся сборная России.

В последние годы российские мастера лыжного спорта излишне грешат употреблением запрещенных препаратов. И это привело к смене власти в федерации, а новая глава российских лыж Елена Вяльбе быстро провела чистку в рядах, после того, как Россия получила предупреждение от Международной федерации лыжного спорта (FIS) и угрозу дисквалификации.

Казалось бы появился повод для оптимизма, но последние новости грозят поставить крест на ближайшем будущем этого вида спорта в России.

Об этом еще в июле говорил генеральный директор Ассоциации лыжных видов спорта России Сергей Король. "Санкции, которые FIS наложила на Ассоциацию лыжных видов спорта России в связи с многочисленными нарушениями антидопингового законодательства лыжниками-гонщиками, вызывает серьезную озабоченность у руководителей российского спорта и государства, – заявил Сергей Король.
Санкции, которые FIS наложила на Ассоциацию лыжных видов спорта России в связи с многочисленными нарушениями антидопингового законодательства лыжниками-гонщиками, вызывает серьезную озабоченность у руководителей российского спорта и государства

Особенно в части, которая касается возможного отстранения от участия во всех соревнованиях под эгидой FIS на срок до четырех лет в случае еще хотя бы одной положительной допинг-пробы.

Мы не можем допустить, чтобы на домашних Играх 2014 года в Сочи не приняли участие наши представители сразу в шести видах спорта, где разыгрываются практически половина всех олимпийских комплектов наград! 5 июня совещание по этому вопросу провел президент Олимпийского комитета России, заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков. Он попросил Андрея Бокарева, в рамках полномочий Ассоциации лыжных видов спорта России, адекватно и оперативно отреагировать на санкции FIS. Андрей Рэмович издал приказ о создании межведомственной Комиссии по выработке мер, направленных на исполнение требований FIS в части исключения применения допинговых средств и методов в лыжных видах спорта.

По статистике в 2007-2010 годах российские спортсмены в лыжных видах спорта допустили 20 нарушений антидопингового законодательства, из которых 13 – лыжники-гонщики, в числе которых трехкратная олимпийская чемпионка Юлия Чепалова, олимпийский чемпион Евгений Дементьев, призер Олимпийских игр Алена Сидько…

Как итог – были дисквалдифицированы несколько врачей и тренеров и казалось, что на этом шлейф допинговых скандалов будет исчерпан.

Но не тут-то было. Во вторник стало известно о том, что российский лыжник Николай Панкратов, в личных вещах которого был найден запрещенный препарат, может быть отстранен от соревнований на срок до двух лет по подозрению в употреблении допинга.

Этот инцидент стал первым с момента вынесения предупреждения со стороны Международной федерации лыжного спорта (FIS), и чреват он тем, что российская лыжная сборная может быть дисквалифицирована и не выступит в Сочи, сообщает РИА "Новости".

В понедельник у Панкратова при пересечении швейцарской границы были обнаружены 22 ампулы по 2 мл препарата актовегина и оборудование для его внутривенного использования, что запрещено Всемирным антидопинговым агентством (WADA).

"Это не совсем запрещенный препарат, это сосудорасширяющий препарат, который продается даже без рецепта врача. Но дело в том, что у него были ампулы и прибор для внутривенного применения, поэтому он попал под санкции Всемирного антидопингового агентства (WADA). Его случай относится к группе М1 из запрещенного списка WADA – "Усиление переноса кислорода", – рассказал агентству генеральный директор Ассоциации лыжных видов спорта России (АЛВСР) Сергей Король. По его словам, Панкратов может получить максимальный в таком случае срок дисквалификации – два года.

"Ему может теоретически грозить и два года дисквалификации. Если будет доказано, что он принимал этот препарат по показанию врачей, он может избежать наказания, но вероятность этого очень маленькая. Мы будем это точно знать в понедельник, когда он вернется из-за границы, мы возьмем у него объяснения и заслушаем на комиссии. Ему надо будет или выехать на антидопинговую комиссию FIS, или сделать телеконференцию, где ему предстоит ответить на ряд вопросов сотрудников FIS. После этого будет определяться степень его вины", – заявил гендиректор АЛВСР.

Король подчеркнул: "Может оказаться, что этот препарат ему прописан врачами. Он на сегодня не является членом сборной России. Он мог этот препарат применять. Когда мы разберемся, дадим детальный комментарий по этому случаю". Глава АЛВСР исключил возможность обращения в Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне, если вина Панкратова будет доказана. В этом случае FIS наверняка потребует дисквалифицировать всю сборную России. А это чревато тем, что отечественных лыжников в Сочи мы не увидим.

* * *

В российском футболе произошла настоящая революция – констатирует Борис Левин в статье в газете "Спорт-Экспресс". То, о чем так долго твердили большевики (то есть представители больших клубов), свершилось: мы законодательно переходим на систему "осень - весна".

Вокруг перехода сломано столько копий, что привести футбольное сообщество к общему знаменателю долго еще будет невозможно. Даже в нашей редакции мнения разделились едва ли не полярно, чего при обсуждении какого-либо вопроса не было уже очень давно.

Но обратите внимание: даже самые ярые противники новой схемы розыгрыша не находят в ней концептуальных погрешностей – весь пыл уходит на то, чтобы доказать оппонентам невозможность сиюминутного перехода ввиду неготовности к нему всей российской футбольной инфраструктуры.

Однако в том-то и дело: если бы решение не было принято, ничего в вопросе качественного скачка инфраструктуры не изменилось бы! Более того, переход обсуждался в РФС уже не один раз и принимались даже соответствующие решения о его необходимости, но воз и ныне там, где был на момент тех обсуждений.

Конечно, в цивилизованной Европе никто телегу впереди лошади не поставил бы – все действовали бы в нормальном алгоритме: утром деньги (стадионы), вечером – стулья (переход). Но в чем я стопроцентно уверен, так это в том, что дай РФС клубам, условно говоря, три года на совершенствование полей и манежей, чтобы лишь потом объявить о новой схеме, через эти три года корыто в большинстве случаев осталось бы таким же разбитым. И наверняка пришлось бы переходный срок увеличивать ввиду объективных и непреодолимых трудностей, которых в России, как правило, пруд пруди. У нас ведь как - пока жареный петух не клюнет...

Теперь он клюнул. И в этом главный смысл сентябрьской революции, в которой, на мой взгляд, давно нуждалось российское футбольное хозяйство. Потому что главный его, коренной минус: ужасная инфраструктура, дающая метастазы на все – экономику футбола, его зрелищность, популярность и даже (а может, и в первую очередь) на спортивные результаты в международных турнирах.
Команд станет меньше, зато они будут настоящими, необходимыми не только самим игрокам, их родственникам и друзьям, а куда большему количеству народа и главное – всему российскому футболу

Принятые жесткие требования подкрепляются финансовыми вливаниями, что очень важно. И если хотя бы часть планов переустройства арен, строительства новых стадионов и манежей, создания комфортных условий для зрителей станет через три года реальностью, решение исполкома РФС можно будет признать блестящим.

При этом противники перехода совершенно зря заявляют о том, что футбол сдвигают в зиму. В первые три переходных года эта сдвижка составит максимум одну неделю – до приведения инфраструктуры в надлежащий вид речь фактически идет о смене кругов. Да и потом, насколько мне известно, дальше двух-трех недель в обе стороны никто двигаться не собирается. Так что футбол под крышей, который для многих неприемлем, возможен в двух-трех турах, не более. А есть и еще более простое решение: составить календарь так, чтобы первые и последние туры проходили в южных городах. Эту вводную нетрудно обеспечить даже при сохранении жеребьевки календаря.

Противники перехода предупреждают: двигаясь по предложенной исполкомом дороге, мы безвозвратно потеряем целый ряд клубов второй, а то и первой лиг. Все эти разговоры, если честно, представляются мне проявлениями все той же российской консервативности или даже косности: мол, зачем что-то ломать, даже если это что-то никому и не нужно? Но ведь те клубы, которые исчезнут, как раз и окажутся никому не нужными, раз до обновления инфраструктуры в них дело так и не дойдет.

Да, вполне вероятно, что три-четыре сотни зрителей, ходящих на футбол в том или ином городке, в итоге лишатся возможности видеть своих любимцев, которые большей частью рекрутированы из отыгравших свое в лигах повыше, а не из местной рвущейся вверх молодежи. Но даже в этом случае ничего страшного, уверен, не произойдет. Команд станет меньше, зато они будут настоящими, необходимыми не только самим игрокам, их родственникам и друзьям, а куда большему количеству народа и главное – всему российскому футболу. Команды эти, что самое важное, смогут сами зарабатывать хоть какие-то деньги. А городок, кстати, получит современное спортивное сооружение.

Вообще организационных, спортивных и коммерческих плюсов, как мне представляется, появится немало. Давайте их перечислим. Во-первых, календарь будет приниматься не в декабре, когда ничего еще не известно с еврокубками, а где-нибудь в июне, что позволит избежать так досаждающих всем переносов, связанных с проходом наших клубов в европейскую осень.

Во-вторых, и это еще важнее, календарь станет очень гибким – если, к примеру, в конце ноября или начале декабря погода окажется нефутбольной, можно целый тур перенести на весну. И не будет ситуации, как в 2002 году, когда "Спартак"с ЦСКА целых два часа ждали, пока поле очистят от снега, а отменить матч было нельзя, поскольку игрался предпоследний тур чемпионата.

Не говорю уже о том, что решающие матчи, которые привлекают наибольшее внимание и могут дать наибольшие сборы, куда правильнее проводить в мае, а не в конце ноября. И народу придет в разы больше, и спортивный результат получится объективнее.

Коли мы перешли к спортивной составляющей, можем отметить, что самые большие плюсы новой схемы связаны с синхронизацией российского календаря с Европой. Это и единое трансферное окно, которое позволит вести более эффективную селекционную политику. Это и возможность заявлять в еврокубки не прошлогодних призеров, через полгода частенько оказывающихся в состоянии полураспада, а свежеиспеченных победителей.

От синхронизации календаря есть и прямые коммерческие выгоды – связанные как с попаданием в информационно-рекламный мейнстрим на континенте, так и с возможностью заработать деньги в летних коммерческих турнирах. РФС провозгласил курс на развитие экономической составляющей российского футбола, и любой шаг в этом направлении очень важен – чем самостоятельнее будут становиться клубы, чем меньше в них будет вливаться бюджетных денег, тем честнее, а значит, и привлекательнее станет борьба. Так что новая система – это еще и удар по договорнякам, подкрепленный, кстати, давно назревшим введением переходных матчей между лигами.

Вспомнив о коммерческих турнирах, мы подошли к самому тонкому месту перехода – длительному летнему перерыву. Противники новой схемы уверены, что терять два месяца летом – преступная расточительность для нашей северной страны.

Но дело ведь в том, что раз в два года такой перерыв неизбежен в связи с директивами ФИФА и УЕФА, проводящих чемпионаты мира и Европы. Почему календарь должен быть как чересполосица – год так, год этак? Кроме того, согласен с теми, кто считает: летний отпуск идет футболистам только на пользу, поэтому в схеме "осень – весна" физиологических спадов в игре мы увидим гораздо меньше.

Есть еще и "агрономический" аргумент – состояние полей. Суть его в том, что менять газон в наших климатических условиях можно только летом, поэтому перерыв необходим и для стадионов. Что же касается разговоров о том, что июнь – август – оптимальный период для игры в футбол и просмотра его в России, то статистика говорит об обратном: с конца июня по середину августа в связи с отпусками и отъездами на дачи резко "проседают" доли футбольных телетрансляций и заметно снижается посещаемость стадионов. Конечно, в начале марта или конце ноября посетителей на открытые спортивные арены заманить еще труднее, но суть-то в том, что и в июле их не так много, чтобы это обстоятельство все перевешивало!

При этом готов согласиться с теми, кто считает: больше двух месяцев перерыв длиться не должен. Считаю, за три недели можно отдохнуть, а потом еще за три набрать форму. То есть оптимальный срок – полтора месяца. Так что о длительности летнего перерыва нужно еще хорошенько подумать – особенно в нечетные годы, поскольку в четные это от нас во многом не зависит.

Но вот все доводы о том, что мы потеряем преимущество в первых кругах еврокубков, когда, мол, наши команды на ходу, а европейцы только вкатываются в сезон, – исключительно от лукавого, поскольку не подтверждаются практикой. Где, скажите, было это самое преимущество, когда "Локомотив" не проходил "Лозанну", а "Зенит" – "Осер"? А куда оно подевалось в прошлом году, когда наши клубы в отборе к Лиге Европы проиграли всем кому не лень вплоть до ирландского "Сент-Патрик’са"? В то же время ЦСКА и "Зенит" доказывали уже, что и в феврале мы можем быть конкурентоспособными, причем в борьбе с куда более сильными соперниками. Так что все не от времени года зависит, а от умения играть в футбол.

Достаточно взвесить все эти "за" и "против" – и произошедшая революция представится назревшей и вполне логичной. Но, конечно, важно, как мы к объявленным целям будем двигаться. Если через три года переходного периода, о которых объявил вчера Сергей Фурсенко, ничего, кроме очередности кругов, не изменится, тогда и бучу, имеющую сегодня столько противников, незачем было затевать.
XS
SM
MD
LG