Экс-гендиректор "Связьинвеста" Евгений Юрченко рассказал Радио Свобода, что стоит за его скандальной отставкой.
За что собрание акционеров "Связьинвеста" досрочно отправило гендиректора компании Евгения Юрченко в отставку? В чем суть конфликта высокопоставленного менеджера с министром связи Игорем Щеголевым? Почему единственным кандидатом на место главы одной из крупнейших коммуникационных компаний мира оказался однокурсник президента и гражданин Канады Вадим Семенов?
С бывшим гендиректором "Связьинвеста" Евгением Юрченко в эфире РС беседовала Анна Качкаева.
Евгений Юрченко пришел в эфир РС с "отличным настроением":
- У меня отличное настроение. Я бы не спешил с определением "бывший", потому что в этом случае подается апелляция…
- Вы видели подписанную министром бумагу о вашем увольнении или нет?
- Да, я видел, я его завизировал. Дело в том, что приказ об отстранении меня от должности генерального директора "Связьинвеста" министр связи и массовых коммуникаций Игорь Олегович Щеголев подписывать не имеет права. Это документ, который подписывают акционеры, и генеральный директор "Связьинвеста" сам издает приказ о том, что заступает на должность генерального директора. Так же при увольнении. Гендиректор должен издать приказ о том, что он покидает должность. Поэтому то, что происходит сейчас в крупнейшей телекоммуникационной компании мира, является очень показательным. Со стороны это выглядит, я бы сказал, нестандартно.
- О "Связьинвесте". Это одна из крупнейших телекоммуникационных компаний мира, работает в 29 субъектах Российской Федерации. Абонентская база – 16 миллионов пользователей, по данным холдинга это 9 процентов рынка. Чистая прибыль в 2009 году – 23,5 миллиарда рублей. Основные акционеры – Росимущество (75 процентов плюс 1 акция) и ОАО "Комстар ОТС" (25 процентов плюс одна акция), это компания, связанная с "Системой". Все правильно?
- Я сразу поправлю. Дело в том, что пользователи и абоненты группы компаний "Связьинвест" – это около 33 миллионов фиксированных линий, это 16 миллионов мобильных линий связи, мобильных телефонов в нашей стране. Это Уральский федеральный округ, Поволжский федеральный округ и Сибирский (на Дальнем Востоке у нас меньше всего пользователей мобильной связи). Компания – это около 9 миллионов пользователей широкополосного доступа, то есть высокоскоростного Интернета. Так что всего наших пользователей около 60 миллионов.
- В 1997-98 гг., напомню, за "Связьинвест" была битва не меньше, чем нынче, и привела она к правительственному кризису и первым в России "информационным войнам". И вот через 12 лет складывается не менее драматическая ситуация. Было, например, ваше открытое письмо, опубликованное в СМИ. Вы заявили, что у вас открытый конфликт с министром связи господином Щеголевым и обвинили его в поддержке людей из фонда Marshall Capital, который, по вашим словам, занимается "распилом гигантских госсредств и выводом их за рубеж". И вроде бы как раз один из представителей фонда стал вашим преемником на посту в "Связьинвесте". У вас есть доказательства?
- Да, безусловно, у меня есть доказательства. И мне очень смешно читать какие-то публикации, что вот это очередной "городской сумасшедший", который был очень тяжело контужен в Афганистане…
- Не вдаваясь очень сильно в экономические подробности, скажите, что вас не устроило? Вы приходили в компанию человеком, не очень близким министерству. Затем вы работали, и вы всех устраивали. В сентябре у вас был жесткий разговор с министром , о чем стало известно. Вы подали заявление об уходе, потом забрали заявление - есть в этом некоторая непоследовательность. Что за этот год произошло между вами, министром и теми людьми, которые теперь, видимо, возглавят "Связьинвест"?
- У меня нет претензий к людям, которые возглавят "Связьинвест". Я не знаю, как они себя будут вести, это время покажет. Мои претензии состоят вот в чем. Я работал в компании и за полтора года повысил капитализацию более чем на 400 процентов. Но компания заболела той же бедой, которой, на мой взгляд, болеют очень многие государственные холдинги в России…После того, как государственные структуры получают такие доходы, нормой считается, что вокруг них организуются частные конгломераты или промышленно-финансовые группы, которые занимаются в первую очередь выводом этих денежных средств из государственных компаний…
- Вы хотите сказать, что в какой-то момент вам сказали: это богатая компания, давай-ка какие-то деньги выводи. Ну, так, по-простому. Так или нет?
- Да, это было неоднократно. И на какой-то момент, когда мне была обозначена сумма к затратам нашей компании – 1 миллиард 200 миллионов долларов – это, так сказать, превысило какие бы ни было здравые…
- Вам было сказано это кем, вы сейчас можете это сказать?
- Это было сказано Константином Малафеевым, человеком, который в настоящий момент, на самом деле, в отличие от министра, управляет отраслью, который поздравляет эту отрасль, который назначает каких-то людей…Он возглавляет Marshall Capital, он не является менеджером "Связьинвеста". Он назначил старшего управляющего партнера Marshall Capital на должность руководителя "Ростелекома", и на самом деле это структура, которая строит бизнес вокруг государственного холдинга "Связьинвест".
- И он что вам сказал?
- Вы должны подписать документы по поводу траты 1 миллиарда 200 миллионов долларов на сделку по приобретению телекоммуникационного актива.
- Какого?
-"Акадо". Это московский оператор - в первую очередь, IP.
- И имеет отношение к группе "Ренова-Медиа" господина Вексельберга.
- Совершенно верно. В этом случае вы должны и обязаны подписать вот эти документы по поводу того, что за 1 миллиард 200 миллионов вы покупаете этот актив. При этом я как менеджер "Связьинвеста" и руководитель "Центртелекома", который подписывает документы о перечислении этих денежных средств, в переговорах с "Реновой" не участвовали. Мы не участвовали в определении цены этой компании. Цена этой компании в 4 раза больше, чем, так сказать, цена акций "Центртелекома". И затраты на приобретение "Акадо" больше, чем контрольный пакет "Центртелекома".
- А вы не боитесь, что на вас в суд подадут за то, что вы сейчас произнесли? Это же недоказуемо.
- Вы знаете, не боюсь. Потому что я все-таки считаю, что судебные инстанции готовы разбираться в таких спорах…
Полная стенограмма интервью с бывшим генеральным директором "Связьинвеста" Евгением Юрченко - на сайте Радио Свобода.