Ссылки для упрощенного доступа

''Необыкновенные американцы'' Владимира Морозова



Александр Генис: Лучшее лекарство от пенсии – любимая работа. То-то писатели никогда не уходят на заслуженный отдых. Об этом их лучше и не спрашивать. Но если работа не стала хобби, то старость – возможность радикально исправить ситуацию. Именно так поступил герой очередного радиоочерка Владимира Морозова из его авторского цикла ''Необыкновенные американцы''.

Владимир Морозов: ''Когда мне будет 64 года''. ''Битлз'' выпустили эту песню в 1967 году, тогда 30-и лет не было и самым старшим из группы, а 60-летние казались им дремучими старцами.

''Как изменилось с тех пор понятие о старости!''- говорит Патрик Лэйфорд. Ему 62. В минувшие август и сентябрь он проехал на велосипеде из штата Нью-Мексико до Восточного побережья страны. Патрик, где вы стартовали?

Патрик Лэйфорд: В Сильвер-сити, штат Нью-Мексико. От него до города Гленн-Фоллз, штат Нью-Йорк, я проехал 3050 миль (это около 5 тысяч километров). Крутил педали 40 дней. По сколько часов в день? По 8-9.

Владимир Морозов: И добрались без приключений?

Патрик Лэйфорд: В штате Канзас… отличный был день, дорога без крутых подъемов, и вдруг в заднем колесе сломались спицы. Вокруг - никаких мастерских. Я позвонил по мобильнику брату. Он нашел по интернету веломастерскую. Был уже вечер, она закончила работу, но владелец мастерской Джералд Николс приехал за мной и привез к себе. Мне надо было заплатить за ремонт 60 долларов и вдруг я обнаружил, что у меня кончились наличные. Крохотная мастерская не принимала кредиток, а до ближайшего банка, как до Луны. Хозяин говорит - когда приедешь домой, пришлешь мне чек. Приятно встретить человеческую доброту…

Владимир Морозов: В дороге Патрик любит поболтать со встречными. В любом поселке ищет кафе с местным колоритом. С какой-нибудь котлетой, испеченной по секретному рецепту прабабушки владельца.
А как воспринимала вас местная публика? Безумец! Едет через всю страну на велосипеде!

Патрик Лэйфорд: Да, иногда на меня так и смотрели. Людям не часто приходится встречать седого мужика, который шпарит через пустыню на велике. Как-то пожилая пара подошла ко мне. Вижу, старики смотрят на меня так, будто у меня не все дома. ''Почему, - говорят, - вы это делаете?'' А я отвечаю: ''Потому что могу. Люблю чувствовать себя в форме, жизнь другой кажется''.

Владимир Морозов: После 9 часов в седле у вас хватало сил ходить по местным кафе, беседовать с народом?

Патрик Лэйфорд: Конечно. Вообще-то, первая-вторая недели - самые трудные. Я постоянно занимаюсь спортом и знаю, что проеду за день 130-140 или даже 160 километров. Сложно другое – вставать рано утром, грузить свои пожитки на багажник и выезжать. Я поднимался в 4-5 часов утра.

Владимир Морозов:
А где вы ночевали в дороге?

Патрик Лэйфорд: В этот раз, в основном, в мотелях. Потому что было так жарко, что в палатке не выспаться. Почему на мне нет загара? Потому что защитный крем. И потом, большую часть дня солнце было не впереди меня, а сзади.

Владимир Морозов: У него с собой на переднем и заднем багажниках две небольшие сумки, обтянутые непромокаемыми чехлами. В них - палатка, небольшая плитка для приготовления пищи, спальный мешок, запасная одежда. Всего больше 20 килограммов. Но зачем все это тащить, если ночевать в мотеле?

Патрик Лэйфорд:
На природе спать приятнее. Когда было попрохладнее, я спал в палатке. Где? А вот, например, дорога номер 36 в северной части штата Канзас. Это одно из первых четырехрядных шоссе, проложенных в США. Вдоль него масса парков, где есть не только туалеты, но и душевые. Когда туристы прибывают в лагерь, они могут остановиться там бесплатно.

Владимир Морозов: А вам не скучно одному большую часть времени?

Патрик Лэйфорд: Да, иногда бывало. Тогда я звонил жене, брату, друзьям. И по дороге встречаешь разных людей, разговариваешь. Так что, я нигде не чувствовал себя в одиночестве.

Владимир Морозов: Патрик Лэйфорд - бывший больничный менеджер. Ушел на пенсию досрочно, в 61 год, хотя мог работать до 66, и тогда пенсия была бы больше. Патрик, почему вы так рано стали пенсионером?

Патрик Лэйфорд: Я прикинул, что лучшим временем моей жизни могут быть следующие 20 лет. Зачем тянуть лямку на работе, если я уже успел скопить денег, чтобы жить хотя и не богато, но безбедно? Теперь я свободен и до того, как мне стукнет 80 лет, сумею объехать на велосипеде всю Америку. А к 80 годам, наверное, перейду на более короткие дистанции.

Владимир Морозов: Он собрался гонять на велосипеде и после 80-и. Говорит, что встречал таких. Особенно любит вспоминать про Джона.

Патрик Лэйфорд: Я встретил его в городе Тусон, штат Аризона. Оттуда пару лет назад начинала велопробег наша группа, человек 150. Во время пробега Джон справлял свой день рождения. Мы не поверили, но он показал свидетельство. Ему стукнуло 84 года.

Владимир Морозов: Но вам, наверняка, приходилось брать его на буксир или подталкивать сзади…

Патрик Лэйфорд: Нет, Джон сам вполне успешно проходил каждый день по 130-140 километров. Правда, следом за нами на всякий случай ехала его жена. Но не она одна. За нами шли еще несколько машин, где другие женщины везли для мужей палатки, спальные мешки, еду, воду, запчасти для велосипедов. Но за все 9 дней пробега с Джоном, несмотря на его 84 года, у нас с ним не было никаких проблем. Кто он? Фермер-пенсионер из штата Айова.

Владимир Морозов: Патрик, вы вышли на пенсию в 61 год. Не боялись, что помрете со скуки? Ведь чтобы занять себя, одного велосипеда мало?

Патрик Лэйфорд: У меня никогда таких страхов не было. Слишком много такого, чем я хотел бы заняться. И на велосипеде я ведь не вокруг дома катаюсь. В Нью-Йорк я, например, приехал на встречу одноклассников. А еще я навещаю города, где произошли главные сражения гражданской войны - Перривилл, Виксбёрг, Фредериксбёрг и другие. Сначала читаю о них книги. Люблю историю. Перечитал все о том, что называлось Западным театром военных действий. Это штаты Миссисипи, Джорджия, Теннесси, часть штатов Иллинойс, Канзас и Миссури.

Владимир Морозов: Но известно, что, несмотря на благие намерения, пенсионеры часто прилипают к телевизору, наращивают жирок…

Патрик Лэйфорд: 3 процента американских семей не имеют телевизора. Мы в том числе. Наш сын Айзек (он заканчивает колледж) тоже не смотрит телевизор. Мы предпочитаем книги и журналы. Тем более, что моя жена, Айлин - библиотекарь, она в курсе всего интересного. А чего в библиотеке нет, мы покупаем. Читать гораздо интереснее, чем смотреть телевизор.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG